В России вскоре появится первый высокоскоростной логистический коридор для беспилотного грузового транспорта. Он будет организован на трассе М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом. Уже в 2024 году на автостраде могут начать курсировать грузовые фуры под управлением искусственного интеллекта. Утверждается, что беспилотные фуры более выгодны для транспортных компаний, так как способны передвигаться без остановок на отдых в течение 24 часов в сутки на протяжении семи дней в неделю.
С опережением срока
Запуск беспилотников на М-11 станет первой частью проекта «Беспилотные логистические коридоры», реализуемого Министерством транспорта на международном маршруте «Европа — Западный Китай». Как сообщает Минтранс, некоторые участки коридора на М-11 начнут действовать в тестовом режиме уже в 2022 году. Производители смогут на них тестировать оборудование и беспилотные магистральные тягачи. Запустить автономное движение на всей трассе М-11 планируется раньше намеченного срока — в третьем квартале 2023 года, — так как с опережением срока была построена объездная магистраль вокруг Твери. В это же время начнет действовать сопутствующая инфраструктура стоимостью до 6 млн руб. на километр. А полноценная коммерческая эксплуатация коридора для автономных грузовиков может начаться уже с 2024 года.
Для движения беспилотников по всей трассе М-11 протяженностью более 660 км планируется создание хабов на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу. В этих хабах будет происходить смена беспилотных тягачей на пилотируемые, что необходимо для исключения заезда автономных грузовиков в города. Также прорабатывается необходимость создания государственного центра управления трафиком беспилотников.
Экономичность проекта
На втором этапе развития автономного движения к проекту будут подключаться автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. Финансирование проекта будет поступать как из федерального бюджета, так и из средств частных компаний и государственных корпораций. По сообщению «Коммерсанта», в проектный консорциум вошли компании Volvo, «Почта России», ГК «Автодор», «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) и «ВТБ Инфраструктурный Холдинг», Ассоциация ЦТЛ, КАМАЗ, «Национальные Телематические Системы» (НТС), «СберАвтоТех», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК) и X5 Group.
По расчетам Минтранса, использование магистральных тягачей с системами автономного управления на М-11 позволит к 2030 году увеличить с 60 до 75 км/ч коммерческую скорость доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей. Внедрение лигистического коридора позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай — Европа и на 20% сократить аварийность на транспорте.
По сравнению с перевозками на железной дороге себестоимость транспортировки грузов по трассе «Санкт-Петербург — Китай» будет ниже на 30%.
Как будет работать коридор?
На М-11 будет организована полоса с приоритетным движением для беспилотных грузовиков. Полосу не планируется ограждать из-за невозможности перекрывать съезды с дороги. Двигаться по коридору смогут и обычные автомобили, но только в разрешенных местах, к примеру, на участках перед съездами на прилегающие магистрали. У беспилотного транспорта будет приоритет в движении. Водители легковых машин должны будут пропускать автономные грузовики и везде уступать им дорогу, как это сейчас происходит с автобусами на выделенных полосах.
Всего по М-11 на первом этапе одновременно будут ездить до 300 грузовиков со скоростью до 75 км/ч. Сопровождать автопоезд будут операторы и техники, которые должны контролировать работу автономной системы. Кроме того, контроль будет осуществляться дистанционно из единого центра.
С точки зрения ответственности при ДТП в случае аварии нарушителем будет признаваться водитель, не предоставивший приоритет грузовику. Если беспилотник нарушит правила, то виновным будет признан оператор, который отвечает за управление грузовиками, или эксплуатирующая организация. Также может признаваться виновной в ДТП и третья сторона, если, к примеру, машина попадет в яму или в большой сугроб. Тогда ответственность за это понесет эксплуатирующая дорогу организация.
Источники
https://mintrans.gov.ru/press-center/news/9940
https://ria.ru/20210603/koridor-1735376880.html
https://www.rbc.ru/business/03/06/2021/60b878a09a7947f108341ffb