Случаев, когда покупатели, покатавшись на новом авто какое-то время, затем возвращают его в дилерский центр и требуют деньги назад, действительно, становится больше, сообщил aif.ru автоэксперт и блогер Евгений Соловьев. Причем возместить они требуют не ту сумму, которую заплатили при покупке, а рыночную — как правило, сильно превосходящую цифры в чеке.
По мнению юристов, защищающих права автодилеров в вопросах отношений с покупателями, в стране наметилась тенденция к покупательскому экстремизму, сообщило аналитическое агентство «Автостат» со ссылкой на представителя одной из юридических компаний. Некоторые граждане сознательно покупают новый автомобиль с какими-либо недостатками, чтобы потом через суд, вооружившись законом о защите прав потребителей (ЗЗПП), вытребовать себе компенсацию.
Например, по 18-й статье ЗЗПП потребитель может потребовать замены товара (в нашем случае — автомобиля) со снижением покупной цены, срочного исправления недостатков или возмещения расходов по их устранению, а также вообще отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной суммы. А по 23-й статье того же закона, если суд признает, что основания для расторжения договора были, но продавец не признал их, истец вправе потребовать 1% от стоимости товара за каждый день с того момента, как он впервые заявил свои требования о возмещении. Речь, по словам юриста, может идти о солидных суммах — при стоимости автомобиля в 5-7 млн рублей это 50-70 тысяч в день! Более того, при вынесении решения суд, как правило, также взыскивает штраф в пользу потребителя, а это еще 50% от стоимости товара.
«Все может быть, но чаще всего подобные случаи связаны не с потребительским экстремизмом, а с реальным нарушением закона, — объясняет эксперт Соловьев. — Новые авто сегодня преимущественно идут из Китая, у них часто что-то ломается, а по гарантии в 45-дневный срок дилеры поломку устранить иногда просто не в состоянии. Ремонт может занимать и несколько месяцев, так что возврат автомобиля — вполне логичное действие. Никто сегодня, заплатив несколько миллионов рублей, не хочет оказаться в ситуации, когда нет возможности пользоваться новым автомобилем».
По его словам, наши автодилеры зачастую не могут (реже — не хотят) делать запас необходимых запчастей для гарантийной замены. А поставки непосредственно из КНР могут растягиваться на месяцы. А вот экстремизм в чистом виде — случай гораздо более редкий. Хотя и возможный: поездил год на автомобиле, потом под благовидным предлогом поменял его на новый.
Ранее сообщалось о том, может ли выкуп прокатной машины стать альтернативой автокредиту.