Несмотря на то, что китайские автомобили относительно недавно заполнили российский авторынок, на сегодняшний день уже есть предложения о продаже таких машин с пробегом. И пусть их доля пока невелика — 2-2,5% — спрос у россиян на них растет. С чем это связано и почему люди продают китайские автомобили — в материале aif.ru.
Популярная тройка
В 2023 году россияне купили 5,693 млн подержанных машин — на 17% больше, чем годом ранее. В то же время данный результат оказался на 4% ниже уровня досанкционного 2021 года, зато на те же 4% превосходит объем реализации в «ковидном» 2020 году. Такие данные приводит агентство «Автостат». Лидером продаж автомобилей с пробегом стал бренд Lada — в 2023 году было куплено 1,258 млн подержанных машин (+8%). Второе место за японской Toyota, чей результат составил 670,4 тыс. единиц (+24%). Замыкает тройку лидеров корейский бренд Kia (319 тыс. шт., +23%).
Самыми популярными автомобилями китайского производства на вторичном рынке России в 2023 году, по данным «Автостата», стали Chery, Geely и Lifan. Объем продаж китайских авто с пробегом за 11 месяцев 2023 года вырос на 45,6% — с 90 675 экземпляров за аналогичный период 2022 года до 131 990 машин. Продажи машин бренда Chery достигли 38 634 единиц (+40%). Автомобили Geely приобрели 30 409 покупателей (рост на 59%), у Lifan продажи выросли до 20 929 машин (+13%).
Доля китайских авто на вторичном рынке пока очень мала (2%), но она будет уверенно расти — и это нормальная практика, уверен экономист Николай Кульбака. «Китайские машины намного дешевле, и регионы их с удовольствием будут брать. Точно так же был устроен рынок несколько лет назад. Москва и крупные города регулярно обновляли парк машин, а подержанные автомобили уходили в регионы. На рынке в целом это скажется не очень сильно. Он будет в рамках существующих трендов», — объясняет экономист.
Всего лишь видимость
Китайский автопром все увереннее шагает по российскому рынку. Ценовая доступность и изобилие предложения держит спрос на высоком уровне. Однако, по мнению автоэксперта Валентина Савинкова, сегодня лишь создается видимость того, что спрос растет на фоне отсутствия на рынке альтернативных вариантов от производителей из стран Европы, Кореи, Японии. «На самом деле потребитель лишен возможности выбирать между Mazda и Kia, Haval и Geely, BMW и Audi. На сегодняшний день приходится выбирать и покупать автомобили из Китая, так как другие марки практически недоступны к покупке», — поясняет автоэксперт.
Вопросы цены на подержанные китайские автомобили не так однозначны, считает Савинков. «По рекомендованной рыночной цене приобрести автомобиль у дилера очень сложно, так как, к сожалению, многие продавцы гонятся за сверхприбылью, продавая вместе с машиной дополнительное оборудование с накруткой до 1000%: всевозможные страховки, программы „помощи на дорогах“, даже дополнительную гарантию на новый дилерский автомобиль, в тот момент, когда он и так является гарантийным. И я полагаю, даже если импортер или завод-изготовитель будет плавно повышать цену — это не сильно будет волновать потенциальных покупателей», — говорит Савинков.
Несмотря на кардинальные изменения на автомобильном рынке России, засилье машин из Китая и активизацию отечественного автопрома, россияне по-прежнему покупают подержанные авто из Европы и не только. Ранее aif.ru делал обзор топ-10 самых популярных машин в 2023 году.