С начала октября Минпромторг изменил правила параллельного импорта. Теперь в Россию запрещен ввоз китайских автомобилей, которые можно купить официально в дилерских сетях. Что это значит для российского потребителя и как это скажется на ценах — эксперты объяснили aif.ru.
Неадекватный рост
До 2023 года только серые дилеры ввозили в Россию премиальные китайские автомобили (например, Geely, Hongqi и Voyah). Естественно, их стоимость была дешевле, чем в автосалонах. Но теперь этой лазейки не будет. Что означает параллельный импорт для китайских автомобилей, поясняет доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «Правила параллельного импорта действуют для тех производителей, которые ушли с российского рынка. Исключение из параллельного импорта для китайского автопрома будет означать, что их автомобили будут продаваться только через дилерские сети. И наценка на такие автомобили может быть выше», — объясняет эксперт.
У тех брендов, которые не прекращали официальные поставки автомобилей в Россию, появится возможность запретить серый импорт. По мнению независимого финансового аналитика Виталия Калугина, это вполне логичное решение. «Сегодня китайские автомобили импортируются официально. Параллельный импорт — это всё-таки импорт без разрешения правообладателя. Китайцы захватили автомобильный рынок России. Естественно, цены будут только расти. Если бы речь шла о тех рыночных условиях, когда между собой конкурировали, например, Mercedes, Audi и BMW, то они вряд ли вошли бы в картельный сговор. А теперь, когда мы ушли от „западной конкуренции“, китайские компании прекрасно понимают, что российскому рынку просто некуда деваться. Они без стеснения поднимают цены на свои автомобили, зная, что их всё равно купят, по любым ценам. Цены повышаются, и дальше будут повышаться достаточно интенсивно, потому что китайские автомобили — теперь монополисты на российском рынке», — считает эксперт.
Еще недавно многие аналитики прогнозировали снижение цен на китайские автомобили. Но изменения Минпромторга перезагрузили рынок. Спрос потребителей на китайские марки автомобилей не угаснет, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Снижения цен вряд ли стоит ждать, потому что есть спрос, и китайцы прекрасно понимают, что другие страны не могут его удовлетворить. Поэтому цены на китайские автомобили будут оставаться высокими», — поясняет эксперт.
Есть ли сговор?
Раньше такую ситуацию сложно было представить, говорит аналитик Калугин. «Каждый мог выбирать исходя из своих предпочтений: новые немецкие, корейские или японские марки. Сегодня остался выбор только между китайскими марками. И эти марки между собой неформально связаны, на уровне понимания ситуации. Это, конечно, не картельный сговор, но думают наверняка одинаково. По сравнению с домашним рынком Китая, российский рынок для них маленький, смысла снижать цены нет. Все равно некуда идти. Плюс девальвация, плюс утилизационный сбор — соответственно, цены будут только расти, и рост будет неадекватным. Повышение цен — это выигрышная для них стратегия, снижение — проигрышная», — объясняет аналитик.
С другой стороны, невозможно однозначно говорить обо всех китайских машинах одновременно. По мнению аналитика Муртазина, некоторое снижение все-таки возможно. «Конкуренция, так или иначе, провоцирует борьбу за потребителя, поэтому, возможно, какие-то марки и будут снижать цены, и это будет плюсом для российского рынка. Капитализм, свободный рынок — всё будет работать именно так», — уверен эксперт.
Надежда умирает последней
Так или иначе, 2024 год покажет, как будут обстоять дела на самом деле. По мнению экономиста Чиркова, не исключено и снижение цен на китайские автомобили за счет эффекта масштаба. «Я думаю, что стабилизацию и снижение цен на новые автомобили в России можно будет увидеть уже в 2024 году, когда рынок стабилизируется и будет возможно возвращение некоторых компаний, которые ушли с российского рынка в 2022 году», — прогнозирует экономист.
Кроме того, отмена параллельного импорта не так уж и плоха, считает Чирков. «Это мощный стимул для китайцев по развитию дилерских сетей, сетей сервисов по обслуживанию собственных автомобилей, предоставлению банковских услуг для увеличения продаж автомобилей своих брендов», — говорит экономист.