Автомобильный рынок РФ на сегодняшний день на 50% состоит из моделей китайского автопрома. Всего же, по данным руководства Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), в 2023 году продажи китайских машин в нашей стране впервые превысили отметку в 500 тысяч штук, достигнув рекордных 553 тысяч единиц. Эксперты aif.ru разбирались, можно ли исправить такой дисбаланс?
«Если измерять долю, которую заняли китайские производители на российском рынке в рублях, то она, по оценкам экспертов, учитывая, что в основном российское производство — это автомобили эконом-класса — достигает 75%. Для создания собственных платформ, к примеру представительского класса, или кроссоверов нужны инвестиции примерно в 1 миллиард долларов, — заявил в своем тг-канале президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” Александр Калинин. — И нужно понимать, что на таком относительно небольшом рынке покупок автомобилей, как российский, эти инвестиции будут окупаться очень долго, если вообще окупятся».
По его мнению, обычное банковское финансирование на создание технологических платформ российскому автопроизводителю предоставлено не будет, особенно по сегодняшним ставкам. Соответственно, нужны другие инструменты с государственной поддержкой для разработки своих платформ другого класса автомобилей.
В свою очередь промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, для развития отечественного автомобилестроения необходимо обеспечить производство максимальной полной номенклатуры запасных частей и компонентов, ведь, например, «АвтоВАЗ» в прошлом году останавливал свои конвейеры из-за невыполнения рядом его поставщиков комплектующих своих договоренностей.
«В отношении иностранных запасных частей можно применить обратный инжиниринг, которому оказывается государственная поддержка. Также заводы могут самостоятельно осуществлять его либо заказывать в инжиниринговых фирмах и научных организациях для последующего серийного выпуска российских образцов, — отметил он. — Еще было бы полезно разобраться с ценами на материалы, используемые для изготовления деталей на автомобили: любое повышение стоимости той же стали влияет на издержки по выпуску машин. Поэтому было бы неплохо обеспечить стабилизацию цен на материалы.
Наконец, можно формировать стратегические альянсы из числа российских компаний и крупных банков для создания перспективных моделей автомобилей и их массового производства. И, конечно же, нужно продолжать проводить закупки отечественных автомобилей для государственных и муниципальных нужд».
Напомним, что абсолютным лидером по продажам в прошлом году стал АвтоВАЗ, который продал 352 572 машины (+87% к показателям 2022 года). На втором и третьем месте этого пьедестала — китайские марки: Haval, реализовавший в России 188 826 машин (+253%), и Chery, у которого 118 055 проданных автомобилей (рост чуть более чем вдвое).