Артист Дмитрий Харатьян приобрел у компании «НЕО Карс Бел» кроссовер LiXiang L9, который находится в залоге. Из-за этого ему пришлось обращаться в суд и пока не ясно, чем закончится это дело. Как не купить такую машину — разобрались aif.ru.
Нарушение прав
Харатьян уже подал иск в Хорошёвский районный суд Москвы — считая свои права нарушенными. Артист просит суд признать его добросовестным покупателем, прекратить залог и снять запрет на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля. Заседание по спору пройдет 29 октября.
Впрочем, как отметил автоэксперт Егор Васильев, к приобретению такой марки машины стоит изначально относиться с некоторой опаской.
«У компании LiXiang нет официального дилера в России, нет представительства на территории нашей страны, — объяснил он. — Поэтому все автомобили этой компании попадают к нам по серым схемам и, естественно, покупатель рискует как минимум получить проблемы с сервисным и гарантийным обслуживанием. Сама компания LiXiang недавно заявила, что будет отключать все авто, которые попали на территорию РФ по неофициальным каналам — а других-то и нет».
Также Егор напомнил, что при любой покупке машины стоит потратить своё время и обезопасить себя от подобных ситуаций.
«Находится ли автомобиль в залоге и попадал ли он в аварии, можно выяснить самостоятельно. Порой достаточно набрать в поисковике «проверка автомобиля по VIN-коду. За небольшие деньги можно получить все необходимые сведения у сервисов, — дал совет эксперт. — Следует проверить и уплату утильсбора — эта информация должна быть указана в паспорте транспортного средства. У нового авто, полученного у перекупщика, например, никакой истории может и не быть. Тогда не будет лишним воспользоваться услугами профессионального автоподборщика: он проверит целостность кузова, работу программного обеспечения, наличие следов ремонта».
Если же вы хотите приобрести какой-то конкретный автомобиль, то список официальных дилеров можно найти на сайте представительства компании, машину которой вы собираетесь купить.
«Сейчас наш рынок, несмотря на уход корейский, японских и европейских производителей, довольно разнообразен. Есть множество авто в любой ценовой категории. И почти каждый месяц новые китайский бренд официально появляется в России, — подытожил Егор. — Кроссовер, купленный Харатьяном — не редкая модель, могу предположить, что покупатели с деньгами рассматривают его как альтернативу „Тесле“. Рыночные перспективы у нее в России довольно радужные, но китайский производитель не хочет попасть под вторичные санкции и рассчитывает на мировой авторынок».
Не единичный случай
Истории, в которых покупатели подержанных автомобилей уже в ГИБДД узнают, что машина находится в залоге — не редкость. К сожалению, это не редкость и для «Нео Карс Бел» — директор компании Анатолий Кукурушин уже сообщал, что такие проблемы вызваны изменениями в таможенном законодательстве, задержках платежей через банки-корреспонденты и поставок автомобилей, что вызвало задолжность перед экспортной компанией.
По словам Кукурушина, китайские партнеры по экспорту не пошли навстречу дилеру, из-за чего в залоге оказалось более сотни автомобилей, две трети из которых уже были проданы.
Экспортная компания Blulu, в свою очередь, отвечает, что договор с «Нео Карс Бел» запрещает выдавать покупателям автомобили, находящиеся в залоге, и требует переписать всю партию до полного погашения долга.
Адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько отмечает, что столкнувшись при покупке машины с запретом на регистрационные действия, нужно сперва выяснить, когда были наложены ограничения.
«Если договор купли-продажи заключен до решения о наложении ограничений на регистрационные действия, то пристав фактически запретил пользоваться автомобилем лицу, не являющемуся должником, — объяснил Радько. — В этом случае у покупателя есть все права обратиться с требованием снять ограничения».
Если же запрет на регистрационные действия был наложен до покупки автомобиля, решать вопрос придется уже с продавцом: либо в досудебном порядке, либо обратившись за судебной защитой своих законных прав и интересов.
«Здесь возможны два варианта, — считает Радько. — Признание договора купли-продажи недействительным на основании того, что продавец ввел покупателя в заблуждение, скрыв информацию о запрете на регистрационные действия. Или же можно подать иск о расторжении договора в связи с существенными нарушениями условий данного договора продавцом».
В случае Харатьяна ситуация несколько сложнее: при залоге смена владельца автомобиль всё ещё подлежит изъятию. Актеру предстоит доказать суду, что при покупке он не знал и не мог знать, что машина находится в залоге.
«Залоги движимого имущества регистрируются в специальном реестре, и, если к моменту продажи автомобиля сведения о залоге в этом реестре действительно имелись, сохранить такой автомобиль покупателю не удастся, поскольку сведения о залоге являются открытыми, — сказал Радько. — И если покупатель не осуществил проверку авто перед сделкой, то такое поведение покупателя в соответствии с судебной практикой считается недобросовестным и неосмотрительным, а потому добросовестным приобретателем он не признаётся со всеми вытекающими отсюда последствиями».
Поскольку шансов сохранить новенький автомобиль нет, лучшим вариантом будет попытаться решить вопрос с продавцом, вернув свои деньги.