Примерное время чтения: 6 минут
3906

Джили были. «АиФ» сравнил китайские автомобили в России и их аналоги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Год защитников Отечества 22/02/2023
Новый кроссовер Geely Monjaro появится у российских дилеров весной.
Новый кроссовер Geely Monjaro появится у российских дилеров весной. пресс-служба Geely

За год российский авторынок претерпел существенные изменения. Во-первых, он сдулся. Во-вторых, теперь статус основных иномарок закреплён за китайскими машинами.

В январе 2023 г. в России было продано 45,2 тыс. новых автомобилей — на 47,4% меньше, чем в январе 2022-го. Самая весомая доля закреплена за машинами марки Lada (17,6 тыс.). Следом идут китайцы: Chery — 5,5 тыс., Haval — 4,1 тыс., Geely — 3,5 тыс. Последняя, к слову, показала самый стремительный рост продаж — почти на 100% больше, чем было за аналогичный период прошлого года.

Что-то напоминает

Ещё лет 20 назад большинство потребителей и не смотрело в сторону китайских машин. Сегодня продукция заводов КНР — это уже четверть мирового рынка (в 2021 г. выпущено более 26 млн автомобилей, за 2022 г. на 1 млн больше). Продукция эта, правда, периодически становится предметом для разговоров о том, что в основе китайского автопрома — чужие идеи.

К примеру, бренд BYD не раз был замечен в копировании известных европейских моделей. Был выпущен аналог Mercedes-Benz CLK-Class под названием BYD C209, а также BYD F1, который напоминает Toyota Aygo. 

Немцы из Porsche пытались судиться с компаний Zotye, которая в 2016 г. представила автомобиль Zotye SR9, подозрительно напоминавший Porsche Macan. Однако ввиду специфики китайского законодательства своих прав на дизайн они доказать не смогли. Подобные вещи возможны в Китае, поскольку патенты на интеллектуальную собственность должны подтверждаться в государственном бюро по интеллектуальной собственности КНР, а это требует времени.

Впрочем, не только китайские, но и другие азиатские марки можно заподозрить в том, что что-то взято у европейцев. Но это скорее копирование учеником мастера, чем плагиат.

Европейские дизайнеры

Не стоит забывать и о том, что китайцы с успехом переманивают к себе специалистов из Европы и США. Так, дизайнер Джайлс Тейлор после длительной работы на Rolls-Royce и Jaguar перешёл в китайский FAW, где получил должность вице-президента. Дизайнера Питера Хорбери перекупили в Geely из Volvo, причём вместе со всей шведской компанией. Более того, концерн Geely приобрёл контрольный пакет акций шведского производителя и создал совместный технологический центр в Гётеборге. В Geely оказался и бывший директор студии Jaguar Design Уэйн Бёрджес, который теперь возглавляет Geely Design UK в английском Ковентри. Даниэле Гальоне из Alfa Romeo отправился в JAC и трудится на китайцев вместе с Джанкарло Кончилио из Maserati.

«И всё же это не главное. В основе успехов китайского автопрома — умение поставить цель и организовать работу. Плюс финансовые возможности. Отсюда успешная реализация многих масштабных проектов. И ещё важный момент — Китай не отказался от госпланирования, благодаря чему вложения приносили больший эффект», — считает ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, кандидат экономических наук Сергей Сазонов.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 
Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 

Если вы решили купить новую машину — «европейца», «японца» или «корейца», то рекомендуем вам присмотреть аналогичного «китайца».

Справка

Китайская автоистория началась в 1950-х, когда по договору с СССР в Чанчуне был построен Первый автозавод (FAW). Москва поставила оборудование, специалистов и передала чертежи на несколько моделей грузовиков. За основу предприятия был взят ЗИЛ. Затем Поднебесная взялась за легковые. Но особых успехов не достигла. К концу 1970-х годовой выпуск автомобилей всех типов не превышал 10 тыс. штук, остальные импортировали.

Главные основы для рывка были заложены в период 1981–1995 гг. благодаря комбинации плановых методов хозяйства и рыночных механизмов. Так, в 1985 г. был введён 2-летний мораторий на автоимпорт, а иностранцам предложили строить заводы в КНР (причём на первом этапе от них требовали создавать совместные предприятия, где контрольный пакет акций отходил государству). Это позволило заимствовать иностранные технологии и воспитать свои кадры. Тогда же КНР стала активно инвестировать в исследовательские и конструкторские работы. В итоге к 2000 г. Китай производил более 2 млн автомобилей в год. В 2009 г. с 13,7 млн машин КНР обошла США.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах