Примерное время чтения: 15 минут
659

Для скользких дорог. Тест-драйв Audi A4 Quattro

Сюжет Tест-драйв автомобиля

Заснеженные улицы заставляют мечтать о машине с полным приводом. Чтобы разобраться в преимуществах постоянного полного привода, мы взяли на тест автомобиль Audi A4 с трансмиссией Quattro, которая создавалась отнюдь не для того, чтобы ездить по бездорожью, а для зимних скользких дорог. Каковы ее преимущества по сравнению с подключаемыми схемами AWD и насколько хорошо она справляется со снежной колеей и неубранными дворовыми территориями?

Фото: Audi

Ингольштадская компоновка

Audi популярны в России со времен челночных поставок конца 90-х, когда подержанные машины пригонялись на заказ из Европы. Уже тогда о полном приводе автомобилей из Ингольштадта стали рассказывать легенды. Эти машины обладали великолепной управляемостью на заснеженных дорогах и намного превосходили продукцию отечественных заводов. Сейчас культовая трансмиссия Audi Quattro является прекрасной альтернативой подключаемым автоматическим схемам с электронными муфтами, которые уже через 200 тыс. пробега испытывают серьезные трудности с работоспособностью.

Полноприводный седан Audi A4, конечно, не похож на кроссовер. Недоверие вызывает небольшой клиренс и длинные фирменные свесы Audi, с которыми трудно ездить по обледенелым буеракам во дворах. В этом свесе по-прежнему устанавливается двигатель, причем не поперек, как в подавляющем большинстве массовых автомобилей C и D-класса, а продольно, как у Mercedes и BMW. Перед мотором расположены радиаторы охлаждения с вентилятором и прочее оборудование. Поэтому нос стоит на добрых полметра вперед от оси колес, да еще и завершается выступающим бампером с мягким отбойником для защиты пешеходов. В итоге даже средняя ямка с ледяным наростом царапает «бороду».

Фото: Audi

Зато такая вытянутая конструкция переда положительным образом сказывается на управляемости. Если посмотреть на схему компоновки автомобиля, то можно видеть, как сразу за мотором продольно стоит трансмиссия, которая вытянута далеко в базу машины. Из коробки выходит вал и идет к заднему редуктору. Такой же вал установлен и для передней оси.

Фактически схема Audi повторяет классическую компоновку, но с одним важным отличием. Двигатель лежит перед передней осью, существенно нагружая ее и тем самым обеспечивая хорошую прижимную силу.

Фото: Audi

Передок у седана более нагружен, чем у BMW или у Mercedes, однако он менее тяжел, чем у Volkswagen Passat или Hyundai Sonata, отчего Audi лучше сбалансирован. Так, при наезде на высокой скорости на снежный буртик машина становится ватной и с задержками реагирует на подруливания, так как передние колеса на пару мгновений всплывают на снежной каше и отчасти теряют связь с дорогой. Переднеприводные седаны с высокой загрузкой носа в таких условиях лучше пробивают снег, однако они могут легко поплыть кормой. В отличие от них Audi более инертен за счет отодвинутого назад центра тяжести и сохраняет выбранную траекторию. Сбить его с направления покачиваниями на кочках и легким аквапланированием трудно. Audi A4 Quattro легко выходит даже из динамических колебаний, вызванных непредсказуемым заносом задней оси на ледяной колее. Переднеприводная машина в такой ситуации сильнее рискует вылететь на обочину.

Фото: Audi

Трансмиссия Quattro

Впервые автомобиль с фирменным полным приводом Quattro был представлен на Женевском автосалоне в 1980 году на раллийном болиде Audi Quattro. Затем эта машина участвовала в различных гонках и тут же стала приносить победы. Постоянный полный привод не давал ведущим колесам буксовать на рыхлом грунте и обеспечивал не только хороший старт, но и позволял наделить машину избыточной поворачиваемостью. Главной особенностью системы был межосевой дифференциал Torsen, который мог не только перебрасывать тягу между осями, но и блокироваться при возникновении пробуксовки одного из колес.

Фото: Audi

Центральный дифференциал Audi с коническими зубчатыми колесами давал в свободном режиме распределение тяги 40:60 и обеспечивал автоматическое перераспределение тяги от 70/30 до 15/85. Тем самым полный привод помогал проходить повороты более предсказуемо и быстрее, чем на автомобилях с задними ведущими колесами. Затем такая же трансмиссия Quattro стала использоваться в гражданских машинах, которые шли на продажу. Сначала она была внедрена в Audi 100, а затем продавалась на Audi 80 и фактически без серьезных изменений вступила в новый век.

В 2010 году элементы конструкции полного привода претерпели значительные изменения. Был установлен межосевой дифференциал собственной разработки на основе коронарных шестерен. Впервые эта трансмиссия была представлена на Audi RS4, а затем стала использоваться на других моделях марки.

Главным преимуществом нового дифференциала является его более стабильное распределение крутящего момента и возможность полной блокировки. В конструкцию межосевого дифференциала входят теперь две вращающиеся коронные шестерни, а не конические, как раньше. От одной идет карданный вал к задней оси, а от другой шестерни — выходной вал к дифференциалу передней оси.

Фото: Audi

Коронные шестерни вращаются четырьмя сателлитами на крестовине, расположенными под углом 90° друг к другу. В обычных условиях скорость вращения двух коронных шестерен и корпуса одинакова, момент распределяется между передней и задней осью в пропорции 40:60.

При появлении разницы в скорости вращения коронных шестерен сателлиты начинают проворачиваться и за счет специального профиля зубьев отодвигают одну из ведомых «торцевых» шестерней, преодолевая сопротивление пружины. При этом сжимается соответствующий пакет фрикционов и происходит частичная блокировка дифференциала. На заднюю ось может быть подано до 85% крутящего момента, а на переднюю — до 70%. Однако в некоторые моменты электроника может полностью блокировать дифференциал, обеспечивая прямую связь между осями. Это необходимо при активных стартах и дрифте.

Так с помощью электроники были побеждены прежние недостатки механического дифференциала. Раньше он путался в распределении момента при вывешивании одного переднего и одного заднего колеса, и машина не могла сдвинуться с места, забуксовав двумя колесами. Сейчас электроника не только подтормаживает их колодками, но и способна принудительно перебрасывать момент на неподвижную загруженную ось. А эта особенность очень пригодится при движении по заснеженным паркингам.

Фото: Audi

Мотор и мощность

Полноприводные Audi A4 Quattro комплектуются 2,0-литровыми турбированными 4-цилиндровыми агрегатами, развивающими мощность 249 л. с. и крутящий момент в 370 Нм. Мотор действительно очень резв, однако с помощью активации программы «снег» можно настроить его на зимнюю езду.

Если встать на скользком участке дороги и стартовать, то пробуксовка почти не ощущается. Машина ускоряется, словно под колесами сухой асфальт. То же самое происходит и на обледенелой дороге с колеей. Однако ощущение полного контроля над машиной обманчиво, потому как при торможении тяжелый автомобиль продолжает двигаться по инерции и не может быстро замедлиться из-за плохого сцепления колес.

В целом механический межосевой дифференциал с электронным управлением более надежен, чем гидравлическая или электромагнитная муфта на автомобилях конкурентов. Он может работать под высокими нагрузками и не боится перегрева, как муфты. На Audi A4 Quattro можно часами крутить круги на ледяных площадках. А после сброса газа автомобиль прекрасно стабилизируется.

Цена на Audi A4 Quattro начинается от 3,8 млн руб. Ближайший конкурент — 245-сильный Volvo S60 с системой полного привода на основе гидравлической муфты —оценивается почти в 3 млн рублей.

Технические характеристики Audi A4 TFSI quattro 7AMT

Габариты (длина / ширина / высота), мм

4762 х 1847 х 1428

Колёсная база, мм

2820

Снаряженная масса, кг

1645

Объём багажника, л.

460

Тип кузова

Седан

Количество дверей / посадочных мест

4 и 5

Двигатель

4-цилиндровый, рядный, бензиновый

Рабочий объём, см³

1984

Максимальная мощность, л.с. / об./мин.

249 / 5000

Макс. крутящий момент, Нм / об./мин.

370 / 1600

Трансмиссия

Роботизированная 7-ступенчатая

Привод

полный

Дорожный просвет, мм

135

Разгон до 100 км/ч, с

5,8

Макс. скорость, км/ч

250

Расход топлива (смешанный), л/100 км

7,1

Цена тестового автомобиля

От 3 605 000 руб

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах