700

Длинная, но гармоничная. Какая база оптимальна для легковых машин?

На российском рынке представлено много автомобилей различных классов и с разными типами кузова. Порой даже при одинаковых динамических характеристиках близкие по цене модели сильно отличаются по геометрической проходимости. Некоторые седаны могут преодолевать такое бездорожье, которое под силу лишь внедорожникам, а ряд именитых кроссоверов легко вязнет в снежном сугробе, причем так, что их приходится вытаскивать дешевыми «Ладами» или «Логанами». Какие же факторы влияют на управляемость?

Красивые пропорции

«Хорошо летать может только красивый самолет», — эта формула советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева применима и к автомобилям. Дело в том, что автомобильные инженеры опытным путем определили оптимальные соотношения геометрии автомобиля и динамической устойчивости. Ширина колеи, длина колесной базы и размеры кузова должны укладываться в так называемый «золотой диапазон» между константой F (1,62) и 1,8.

Если взять подавляющее большинство автомобилей, то соотношение базы к колее колес примерно составляет 1,6-1,8.

К примеру, эталоном проходимости является Lada Niva Legend, которая по технической начинке и габаритам почти полностью соответствует еще советской «Ниве». Если разделить базу в 2200 мм на внутреннюю колею в 1400 мм, то получим значение 1,57. Такое расположение опорных точек, а также клиренс машины в 200 мм позволяют автомобилю переваливаться через любые кочки, не задевая их днищем.

Между тем на скоростных трассах из-за слишком короткой базы внедорожник ездит на пределе стабильности. Он рыскает в колее и может потерять управляемость при резком торможении.

Поэтому для скоростных автомобилей стараются выбирать базу длиннее. К примеру, у универсала Volkswagen Passat база составляет 2712 мм, а колея — 1550. Их пропорциональное соотношение равно 1,75. Автомобиль меньше реагирует на неровности дороги и не склонен к избыточной поворачиваемости в крутых виражах.

Примерно такие же соотношения можно наблюдать в архитектурных шедеврах и в сложных аэродинамических конструкциях в авиации, ракетотехнике и у живых существ.

При выборе автомобиля необходимо уделять большое внимание колесной базе. К примеру, на Lada Granta она составляет 2475 мм, за счет чего достигается оптимальное соотношение между пространством в салоне, величиной багажника и геометрической проходимостью. Соотношение база/колея у машины — 1,73, отчего ездит она неплохо. При этой базе дорожного просвета в 160 мм достаточно, чтобы преодолевать крупные ямы, кочки или ползать по двору в снежной колее. Хотя на заднем ряду там все-таки тесновато. Много пространства съел багажник.

Однако у компактных машин наблюдается другое соотношение. У Smart расстояние между осями равно 1867 мм, а колея — 1283 мм. Пропорция немного превышает 1,4, что выбивается из названного диапазона. Автомобиль крайне сложен в управлении, особенно зимой, и склонен к опасным заносам. На высокой скорости в колее по кузову могут распространяться пугающие колебания, часто приводящие к проблемам.

Какая база должна быть у седанов классов B и C?

У седана Chevrolet Cobalt колесная база — 2620 мм. В итоге машина лучше управляется и предлагает покупателям удобный салон с большим пространством на заднем ряду. А багажное отделение и вовсе рекордное для седанов: 545 л.

Рекордсменом по колесной базе среди бюджетных машин является Lada Largus, у которой расстояние между осей равно 2920 мм. В итоге автомобиль может служить не только как семейный универсал, но и как коммерческий фургон. Однако такая база имеет и недостатки.

При ширине колеи в 1469 мм пропорциональное соотношение база/колея приближается к 2. В итоге при маневрировании ощущается недостаточная поворачиваемость, машина специфически ведет себя в виражах. Недозагруженные передние колеса часто проскальзывают, издавая повизгивание. Особенно такой эффект заметен в связках, поворотах и на мокром асфальте. Чем длиннее база, тем больше у машины радиус поворота.

В общем, оптимальной базой для легковых машин сегментов B и C является 2600-2700 мм. Именно в этот диапазон укладываются модели Skoda Rapid, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и KIA RIO. А для легковых автомобилей класса D оптимальной считается база в 2700-2800 мм.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество