Автомобильные компании сознательно закладывают в технические характеристики различных моделей машин возможность использования трех типоразмеров колес. Как правило, это 15-, 16- и 17-дюймовые колеса для машин класса C. Для кроссоверов допускается применять диски по 16, 17 и 18 дюймов в диаметре. Естественно, самые богатые варианты комплектаций получают максимально большие колеса из разрешенных. Чем же они хороши и есть ли у таких усовершенствований свои подводные камни?
Красота требует жертв
Самая распространенная причина популярности больших колес — это их красота. Дело в том, что при увеличении обода сокращается толщина шины, которая становится менее заметной внутри арки. В итоге автомобиль выглядит эффектнее. Однако гонка за ростом диаметра иногда приводит к нелепым казусам. Автомобилисты пытаются вставить внутрь арки нештатные колеса с диаметром в 18 и даже в 20 дюймов, что уже перебор.
Аэродинамические шумы
Как правило, большой диск отличается от меньшего по размеру не только диаметром, но еще и шириной. А значит, на колесо R17 необходимо ставить более широкую покрышку, чем на R15. Пятно контакта у такого колеса в сборе разительно больше, а значит, увеличивается площадь контакта резины с асфальтом и улучшается управляемость. Таким образом, машина лучше слушается руля и в некоторых случаях даже обеспечивает более высокую интенсивность торможения.
Однако есть у широкой шины и недостатки. Она не всегда хорошо ведет себя в дождь, хуже отводит воду, а также склонна к аквапланированию. Широкие шины чувствительны к колее, резко реагируют на неровности и заставляют машину отклоняться в сторону, если на дороге возникает волнистость.
Кроме того, широкие шины создают паразитные аэродинамические шумы в арках колес. При движении на высоких скоростях возникает низкочастотный глухой шум, который давит на водителя и пассажиров. В итоге страдает комфортная акустическая среда внутри салона.
Удары от кочек
Если на машине стоят крупные колеса, то их обязательно обувают в низкопрофильные покрышки. Необходимо это для сохранения общего размера колеса в сборе, на который рассчитана работа электроники. Поэтому чем больше диск, тем ниже профиль шины. Когда на транспортное средство ставится колесо размерностью 185/65 R15, это значит, что высота покрышки будет составлять примерно 120 мм. Такие варианты идут на популярные «Рио», «Солярисы», «Логаны», «Ларгусы» и т. д. Цифры и буквы на покрышке означают следующее: 185 — ширина профиля шины в мм; 65 — процентное отношение высоты профиля к ширине; R — радиальный тип конструкции; 15 — посадочный диаметр в дюймах. Таким образом, высота колеса в сборе и с накачанной до штатного давления покрышкой составляет примерно 570 мм.
Тяжелые колодки
Чем больше колесо, тем оно тяжелее. Массу добавляет не только высота металлического диска, но и его ширина. В итоге растет нагрузка на ступичные подшипники, сайлентблоки, рычаги и прочие элементы шасси. Неподрессоренные массы реагируют на удары на кочках, которые плохо гасятся шиной и бьют в резинометаллические шарниры и рычаги.
Тяжелые колеса также влияют на общую динамику автомобиля.
В общем, достоинств у больших колес не так много, чтобы покрывать недостатки. По практичности, экономичности и комфорту они проигрывают малым. Однако они красивы, и за это им прощаются многие несовершенства.