Отрасль российской автомобильной промышленности — одна из самых пострадавших от санкций. Уход иностранных автопроизводителей, логистические проблемы и запрет на ввоз комплектующих изменили автомобильный рынок. Что сегодня предлагают россиянам — в материале aif.ru.
Китайцы заполонили
«После ухода основных компаний-производителей в России образовалась гигантская брешь, которая в какой-то степени сейчас закрывается импортом из Китая. Пока китайские компании избегают локализацию производства на территории России. Поэтому в ближайшее время мы будем видеть рост рынка поддержанных автомобилей, развитие ремонта автомобилей и ввоз автомобилей в Россию небольшими партиями через другие страны», — считает экономист Николай Кульбака.
Освободившиеся рыночные ниши активно занимают китайские производители. Качественная и ценовая конкурентоспособность, отсутствие логистических проблем, наличие дилерских центров по всей России выводят китайский автопром в лидеры. «Мы с удивлением узнали, что китайская автомобильная промышленность, ранее представленная на нашем рынке довольно скромно и весьма ограниченным количеством марок, в действительности представляет собой мощнейшее производство огромного количества самых разнообразных автомобилей, доселе нам неизвестных», — говорит автоюрист Сергей Радько.
По оценкам экспертов, китайские модели по итогам 2023 года могут достигнуть 60% продаж от всей доли рынка. По мнению Сергея Радько, еще 10-15 лет назад выражение «китайский автомобиль» было символом отсталости. Но всё изменилось. «Вполне логично предположить, что захват нашего рынка китайскими автобрендами продолжится и его темпы будут только расти. Ведь если в прошлом году ещё можно было надеяться, что явления, сильно меняющие наш автомобильный рынок, были временными, и всё вот-вот могло вернуться в привычное русло — сегодня совершенно очевидно, что эта ситуация — всерьёз и надолго», — уверяет эксперт.
В 2023 году на российском рынке представлены и дебютанты из Китая: BAIC, Hongqi, Jetour, Livan, SWM, Kaiyi и Tank, сообщает пресс-служба «Открытие-Авто». Несмотря на то, что продажи их довольно скромные, к концу лета россияне купили уже 2,2 тыс. автомобилей этих марок, из которых порядка 1,8 тысячи пришлось на модель Tank 300. По словам экспертов, на рынке уже укрепилась большая китайская тройка — GWM, Geely и Chery. Их продажи сегодня растут за счет того, что рубль дешевеет и люди вкладывают деньги.
Не все потеряно
Некоторые аналитики считают, что в 2024 году ситуация может измениться, и на лидирующие позиции выйдет российский автопром. Несмотря на то, что Россия слишком была ориентирована на иностранных производителей из недружественных стран, которые имели производственные мощности на территории страны, у отечественного автопрома хорошее будущее, считает доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. «Перспективы российского автопрома оцениваю как очень большие. Ушедшие иностранные производители освободили рынок для российских компаний. С решением проблем поставок импортных комплектующих и импортозамещения — производство российских автомобилей существенно вырастет. Уже сейчас мы видим возрождение российских и советских автомобильных брендов, этот процесс, безусловно, продолжится», — уверен эксперт.
В России возрождают и обновляют марки известные жителям с советского времени — «Москвич» и «Волга». Министерство промышленности РФ объявило о перспективах отрасли до 2035 года. В 2024 году в России будет выпущено 700 тысяч легковых автомобилей, к 2035 году объем производства достигнет 1,6 млн автомобилей.