Первый снег всегда приводит к массовым авариям на дорогах. Автомобили перестают слушаться руля, колеса блокируются, стрекочет АБС, и машины бьются друг о друга. Причем происходит это даже с теми транспортными средствами, водители которых успели перейти на зимнюю резину. Почему же первые метели всегда оборачиваются «днем жестянщика» и как можно защититься от ненужного ДТП?
Особые климатические условия
Многие водители отмечают, что осенью всегда выпадает очень скользкий снег, какого не встретишь зимой. Особенно это заметно на междугородних трассах, где нет серьезного потока транспорта. Даже небольшого белого налета хватает, чтобы привести к кратковременной потере управляемости. Причем происходит это всегда внезапно. Сначала кажется, что асфальтовое покрытие все еще отлично держит машину, однако через несколько минут при нажатии педали тормоза автомобиль перестает замедляться, словно он выехал на ровный лед хоккейной площадки. Причем скользят не только летние покрышки, но и зимние фрикционные шины.
Причина тому — особые климатические условия, которые складываются в середине осени. Теплые дни уступают место морозной погоде, однако земля все еще теплая, из-за чего возникают особые обстоятельства для кристаллизации льда. Хлопья первого снега попадают на дорогу и начинают таять, смачивая поверхность асфальта. Температура земли способствует этому таянию, однако в какой-то момент верхний слой асфальта охлаждается настолько, что не может растапливать снег. В его мокрые поры забиваются крупные хлопья снега, поверх которых ложится второй слой снега. Чем обильнее метель, тем толще и опаснее становится снежный покров.
Через несколько минут толщина верхнего слоя становится такой, что ограждает дорогу от холодного воздуха и ветра. Теплая земля вновь нагревает асфальт, которые под снежным покрытием превращается в воду, и в какой-то момент создает очень скользкую прослойку, а она обладает высокой вязкостью и тягучестью. Первый слой превращается в мокрый и очень податливый гель, затягивающий асфальт и плохо поддающийся механическим воздействиям. Пробить его могут только металлические шипы на зимних колесах, в то время как фрикционные зимние шины и летние покрышки начинают беспомощно скользить. В результате и возникают аварийные ситуации. Причем часто в аварии попадают и те автомобилисты, которые успели переобуть свои транспортные средства.
Торможение мотором
Поэтому в первый снегопад водителям необходимо максимально сконцентрироваться и при малейших признаках гололеда сбросить скорость до 60 км/ч. Необходимо проверить сцепные свойства покрышек, кратковременно притормаживая, и как только будет ясно, что автомобиль перестал замедляться, потребуется сбросить скорость с помощью торможения мотором. При переходе на низшие передачи автомобиль постепенно снижает ход.
Торможение мотором и передвижение на повышенной передаче позволяет машине оставаться управляемой на скоростях до 60 км/ч даже на очень скользком покрытии.
Если же скорость слишком высока, создалась аварийная ситуация и автомобиль не реагирует на педаль тормоза, то для избежания столкновения лучше заранее выехать на обочину, где сцепление с грунтом совсем иное, чем на асфальте. Мокрый снег уходит в гравийное покрытие и не может создать там ровный скользящий слой. Поэтому на широкой гравийной обочине к машине всегда возвращается управляемость.