Развитие китайской автомобильной промышленности вот уже 30 лет идет по пути прямых заимствований. Создаются совместные предприятия, перекупаются технологии, формируются инжиниринговые центры, в которые приглашаются европейские мэтры. Однако есть и другие примеры, когда китайские инженеры просто копируют ведущие европейские, американские или японские достижения. Какие же модели можно увидеть в азиатских реинкарнациях?
Chery QQ и Daewoo Matiz
В борьбе за технологии китайские фирмы не боятся повторять успехи ближайших конкурентов. Самая известная копия, которая продавалась в России, это Chery QQ. Машина не только напоминает Daewoo Matiz, но имеет похожий экстерьер, интерьер, а также почти аналогичное оснащение. General Motors высказала свои претензии, однако весь казус ситуации был в том, что Chery имела договор с Daewoo и считала выпуск модели законным. Стороны нашли компромисс, и автомобиль даже вышел на международные рынки наравне с Matiz.
Автомобили оснащались похожими двигателями и трансмиссиями. На «корейце» и на «китайце» стоял 1,1-литровый агрегат мощностью 50-60 л. с., выпущенный по лицензии Mitsubishi, и механическая коробка передач.
BYD S8/F8 и Mercedes CLK
Одной из самых запоминающихся копий стал кабриолет BYD S8/F8, который имитировал Mercedes CLK. Машина сильно напоминала немецкий спорткар по внешнему виду и была показана на Шанхайском автосалоне в 2006 году, однако ее техническая начинка была намного проще. Если у Mercedes CLK двигатель и коробка стояли продольно, то у китайской машины поперечно. Простенькая платформа от обычного хэтчбека не позволяла добиться столь же выдающейся управляемости, как у штудгартской культовой модели.
Под капотом стоял 2-литровый рядный 4-цилиндровый агрегат BYD483QB мощностью 140 л. с., благодаря которому машина разгонялась до «сотни» за 10,2 сек. На кабриолет шел вариатор или 5-ступенчатая механическая коробка. Привод был только передним. Протесты руководства Mercedes-Benz заставили свернуть производство модели уже через год после запуска.
Beijing E Hath и Mercedes B-класса
«Мерседесы» копировали не только дизайнеры из BYD, но и инженеры из BAIC. Эта крупная компания выпустила модель Beijing E Hath, которая сильно напоминала Mercedes B-класса. Затем машина стала производиться под суббрендом Senova. Правда, эта модель была выпущена в сотрудничестве с немцами и не вызвала скандала. Под капотом модели ставятся моторы 1,3 л мощностью 99 л. с. и 1,5 л мощностью 113 л. с. Они идут вместе с 5-ступенчатой механической коробкой передач или с 5-ступенчатым автоматом.
Серия E Hath комплектовалась электрическим двигателем и блоком аккумуляторов под полом.
Landwind X7 и Range Rover Evoque
В 2014 году предприятие Changan Auto выпустило на рынок внедорожник Landwind X7, который англичане посчитали копией Range Rover Evoque. Автомобиль был разработан совместными усилиями компании Changan Auto и Jiangling Motors и показан на автосалоне в Гуанчжоу. Несмотря на внешнее сходство, автомобиль имеет иную техническую начинку, нежели Range Rover.
Под капотом у него трудится лицензионный 4-цилиндровый мотор Mitsubishi 4G63S4T с турбонаддувом рабочим объемом 2,0 литра, мощностью 190 л. с. и тягой в 250 Нм. На выбор предлагается 6-ступенчатая «механика» или 8-диапазонный «автомат». Привод у машины только передний.
Zotye SR9 и Porsche Macan
Немцы из Porsche пытались судиться с компаний Zotye, которая в 2016 году представила автомобиль Zotye SR9, подозрительно напоминавший Porsche Macan. Официальная премьера кроссовера состоялась в апреле 2016 года. Причем сходство прослеживалось не только снаружи, но и в салоне, а вот техническая начинка ничуть не похожа на «немца». Кроссовер Zotye изготавливается на переднеприводной платформе с поперечным расположением двигателя и трансмиссии.
Под капотом стоит 4-цилиндровый бензиновый мотор Mitsubishi 4G63 рабочим объемом 2,0 литра, мощностью в 190 л. с. и тягой в 250 Нм крутящего момента. Силовой агрегат комплектуется 6-ступенчатой механической коробкой или 6-ступенчатым «автоматом». Привод у кроссовера только передний.
Почему возможны заимствования в Китае?
Подобное заимствование дизайна возможно в Китае, потому что там существует приоритет местного законодательства над международным. Патенты на интеллектуальную собственность должны подтверждаться в государственном бюро по интеллектуальной собственности Китая, однако не все производители успевают это сделать до выхода очередной спорной модели автомобиля.