Хотя доля китайских машин на нашем рынке по-прежнему невысока, всего 2,4%, они становятся всё более популярными. Объяснение есть. И сами новые автомобили, и их дальнейшее обслуживание дешевле, чем у конкурентов. Только по одной причине китайцы не захватили наш рынок окончательно и не выгнали с него всех остальных — качество по-прежнему оставляет желать лучшего. К сборке и надежности моделей из Поднебесной у владельцев возникает столько вопросов, что зачастую этим машинам справедливо предпочитают продукцию отечественного автопрома. Вдобавок покупателей отпугивает отсутствие подробной информации и туманное будущее. Ведь китайские марки имеют обыкновение исчезать с рынка так же незаметно, как и появляться. Посмотрим, какие же автомобили нашего азиатского соседа продаются в России.
Если вы все-таки решили стать владельцем китайской машины, то доверять стоит только одному из четырёх ведущих брендов. Все остальные продают автомобили едва ли не поштучно и находятся на пути к отступлению. Так, после 2015 года с российского рынка сбежали BYD и FAW, которые за год не смогли уговорить на покупку ни одного покупателя.
Lifan
На сегодняшний день лидер среди китайских марок в России. Компания показала рост +65% в январе-мае. В России «Лифан» продает шесть моделей: седаны Cebrium, Solano и Celliya, хетчбэк Smily, кроссоверы X50 и X60. Последние только названиями подражают BMW, качество сборки и уровень оснащения не дотягивает даже до бюджетных иномарок корейского и тем более европейского происхождения. Ещё бы! Ведь стоят «китайцы» в районе полумиллиона рублей.
Внешность скопирована с самых разных успешных моделей, получивших мировое признание. Для тех, кто ностальгирует по ушедшему из России Opel Mokka, есть X50, а X60 — ни дать ни взять предыдущий Toyota RAV4. Даже самые богатые модификации могут похвастать лишь стандартными по нынешним меркам функциями. Здесь хотя бы есть базовые системы безопасности вроде ABS и ESP и необходимые для любого современного автомобиля опции вроде кондиционера.
Отдельно стоит упомянуть хетчбэк Smily. Просто взгляните на фото этой модели и Mini Cooper. Сходство поразительное, но оно обманчиво, как в случае со всеми остальными китайскими автомобилями. Да и не может аналог знаменитого стильного хетчбэка стоить 365 тысяч рублей. Разгоняется до 100 км/ч 88-сильный «китаец» аж за 14,5 секунд — за это время Mini с любым двигателем объедет свой клон три раза.
Geely
На втором месте среди китайцев находится Geely, продающая в России кроссовер Emgrand X7, седаны Emgrand 7, GC6 и EC7. Последний также идёт в кузове хетчбэк. Компания владеет концерном Volvo, однако это не значит, что их автомобили отличаются шведским качеством. Правда, по сравнению с другими «китайцами» Geely преуспела в области пассивной безопасности. Например, Emgrand 7 получила четыре звезды по системе EuroNCAP — неслыханный прорыв для местного автопрома. Оснащение тоже поинтереснее. Можно получить машину с бесключевым доступом, камерой заднего вида, обогревом лобового стекла и круиз-контролем. Стоит, правда, такой «китаец» уже почти по-европейски — больше 700 тысяч рублей.
На автомобили Geely в Россию дают гарантию целых пять лет или 150 тысяч пробега. Их можно встретить даже в таксопарках. Но назвать дизайн этих моделей самобытным все равно нельзя. Своего стиля у компании нет. Например, седан GC6 подозрительно напоминает японский бестселлер Toyota Camry. Как видно, китайцы копируют не абы что, а очень популярные во всем мире автомобили.
Chery
Замыкает тройку крупнейших китайских игроков российского рынка Chery. У компании самый обширный модельный ряд: седаны Bonus, Bonus 3, Arrizo 7, M11, хетчбэки Very, IndiS и все тот же M11 и кроссоверы Tiggo FL и Tiggo 5. Дилерам впору давать скидку клиентам, которые отличат все модели друг от друга. Разброс цен довольно большой — от 390 тысяч за простенький «Бонус» до 800 тысяч рублей за «Тигго». Но если бюджетные легковые «Чери», где даже наличие подголовников считается плюсом для безопасности пассажиров, во всех отношениях слабы, то на кроссоверы можно обратить внимание.
За моделями Tiggo приходят покупатели, которым во что бы то ни стало необходим кроссовер и обязательно новый. Тем более Chery сейчас также даёт пятилетнюю гарантию на весь модельный ряд. Качество сборки более-менее приличное, оснащение — тоже. Системы помощи старта на подъеме, контроля тяги и распределения тормозных усилий делают управление «китайцем» относительно комфортным. Да и двигатели в сочетании с коробками не так слабы, как у иных соотечественников.
Great Wall/Haval
Некогда самый популярный в России китайский автопроизводитель — Great Wall — в кризисный год отгрузил клиентам чуть более 3 тысяч машин в год. Из-за проблем с дистрибьютором «Ирито» продажи компании рухнули в прошлом году почти на 80%. Сейчас будущее Great Wall туманно, и для многих автолюбителей это печально. Ведь их внедорожники неплохо зарекомендовали себя как по надёжности, так и по проходимости в российских условиях. В своё время достаточно много людей выбрало китайский Great Wall вместо нашего УАЗа «Патриот». Пожалуй, лучше автомобиля по соотношению цена/качество из Поднебесной мы не видели.
Читайте также: «Пердана» и «Калос». Автомобили с нелепыми названиями
Зато продолжает попытки покорить Россию премиальное подразделение Great Wall под названием Haval. Компания продаёт у нас модели H2, H6, H8 и H9. Возможно, именно ей удастся изменить отношение россиян к «китайцам». Хотя назвать эти автомобили премиальными сложно — сравнение, скажем, с европейским премиумом будет выглядеть неприлично. Но если рассматривать Haval как обычный автомобиль, то он вполне достоен внимания. Ни отвратительного запаха, свойственного китайской продукции, ни скрипучего дешёвого пластика. Например, флагманская модель H9 — настоящий рамный внедорожник, каких сегодня очень мало, с неплохим оснащением. Датчики дождя, света, круиз-контроль, многофункциональная мультимедийная система, различные помощники при движении, несколько режимов работы для бездорожья — список оснащения будто не от китайского автомобиля. Мотор далеко не самый слабый — двухлитровый с турбонаддувом мощностью 218 сил. Впрочем, стоит такой внедорожник тоже неслабо — от 2,3 млн рублей. Нужно быть смелым человеком, чтобы выбрать «китайца» вместо корейского, европейского или японского автомобиля, давно и хорошо себя зарекомендовавшего. И пока неясно, что у Haval с надёжностью — эти машины совсем недавно пришли на российский рынок.
Что касается остальных компаний, то к ним пока нет доверия у наших покупателей, причём вполне заслуженно. На данный момент в России продают автомобили ещё семь китайских марок: Dongfeng, Brilliance, Changan, Haima, JAC, Foton и Hawtai. Ни качество, ни техническая начинка не дотягивают до уровня той цены, за которую они продаются.