На вторичном рынке огромное количество автомобилей с разными системами полного привода. Есть подключаемые трансмиссии, автоматические, постоянные, блокируемые и прочие. Все они обладают разной конструкцией и надежностью. Чем они отличаются друг от друга и на какие системы лучше не обращать внимания?
Подключаемый полный 4WD (Four-wheel drive)
Самый простой тип полного привода реализован на старых рамных внедорожниках, к примеру на УАЗах. Там большую часть времени тяга идет на задний мост, а при выезде на бездорожье можно подключить передние колеса. Причем подсоединение переднего моста осуществляется принудительно, без свободного вращения дифференциала. Поэтому такая трансмиссия позволяет передвигаться только по грязи, где разница между скоростью вращения колес компенсируется зыбкостью поверхности, по которой едет машина. В противном случае трансмиссия будет испытывать сильные нагрузки, что обернется для нее преждевременным выходом из строя.
Эта конструкция появилась на заре автомобилестроения, активно использовалась в середине прошлого века и встречается на некоторых моделях внедорожников даже сейчас. Ее долгожительство объясняется простотой и надежностью. Неудивительно, что некоторые американские пикапы и даже прославленный Jeep Wrangler имеют жестко подключаемую переднюю ось.
Правда, на асфальтовых дорогах при скоростях свыше 50 км/ч такой полный привод необходимо отключать. Внедорожник или пикап превращается в обычную заднеприводную машину.
Постоянный полный привод 4×4
Для того чтобы постоянно ездить с полным приводом на высоких скоростях, необходимы механические дифференциалы. Они создаются, чтобы «развязать» обе ведущие оси и позволить валам вращаться с разными угловыми скоростями. В этом случае машина сохранит прекрасную управляемость, а трансмиссия будет избавлена от нежелательных нагрузок. Дифференциал также позволяет сократить радиус поворота, потому как дает возможность колесам вращаться независимо друг от друга. На прямолинейных участках вращение осей выравнивается, и при добавлении газа тяга вновь появляется на обоих мостах.
В общем, дифференциалы незаменимы на сухой и твердой поверхности мощеных дорог, а вот на бездорожье они мешают. Если сцепные свойства поверхности недостаточные, то дифференциал передает тягу на наименее загруженное колесо. В итоге в сугробе или в раскисшей жиже одно колесо проскальзывает и буксует, а остальные стоят на месте.
Чтобы ездить по бездорожью, дифференциалы необходимо блокировать. К примеру, на «Ниве» для этого используется механический рычаг, жестко фиксирующий валы, и тогда передняя ось помогает вытянуть забуксовавшую машину. А на некоторых легковых автомобилях дифференциал блокируется автоматически — с помощью механического устройства, как на старых Audi Quattro, или с помощью электронно управляемых муфт, как на BMW.
Привод AWD (All-wheel drive)
С развитием электроники инженеры усовершенствовали систему полного привода. Для машин с поперечным расположением мотора был разработан новый тип подключаемой трансмиссии, где за передачу момента между осями отвечает электронная муфта.
Это означает, что при стандартных условиях движения большая часть крутящего момента передается на переднюю ось, а при пробуксовках часть тяги уходит назад.
В электронной муфте есть пакет фрикционов, который жестко смыкается по команде блока управления. Муфта может дозировать момент в пределах от 0 до 100%. В некоторых конструкциях блокировка осуществляется с помощью электротяги или гидравлики.
Эти типы трансмиссий выгодны тем, что они намного дешевле систем постоянного полного привода, но обеспечивают такую же функциональность. Муфта срабатывает за 150 миллисекунд при развитии пробуксовки передней оси. На некоторых машинах муфта всегда немного сомкнута, отчего часть момента постоянно идет на заднюю ось.
Таким образом, подключаемая конструкция существенно экономит затраты на производство и обеспечивает снижение веса машины.
Бывают электромагнитные муфты и гидравлические. При выборе полноприводного кроссовера с муфтой лучше всего отдавать предпочтение гидравлике. Она более надежна и почти не перегревается при поездках по бездорожью. К примеру, на полноприводных машинах Volkswagen, Audi, Land Rover и Volvo используется гидравлическая муфта Haldex.