«День автомобилиста» – профессиональный праздник, история которого началась 1 октября 1980 года. В этот день Президиум Верховного Совета СССР издал Указ N 3018-Х «О праздничных и памятных днях», который, в том числе обозначал праздник «День автомобилиста» или «День водителя».
С того момента наши автомобилисты сильно поменялись. Из советских стали российскими, их стало гораздо больше, да и если в 80-х основными автомобилями были «Жигули», «Москвичи», «Волги» и «Запорожцы», то сегодня выбор машин ограничен только финансовыми возможностями. Кстати, больше всего советских автомобилей – 2,2 миллиона было изготовлено в 1984 году.
За эти 30 лет произошли глобальные изменения в автомобильной промышленности – одни предприятия исчезли, другие «при смерти», но стали появляться и новые производства. Растут продажи машин. На сегодняшний день в России зарегистрировано более 35,5 миллионов легковых автомобилей! Таким образом, на каждого четвертого жителя страны приходится одно авто или 250 автомобилей на тысячу россиян. Такие показатели членам Президиум Верховного Совета виделись через пару пятилеток. Хотя, мы еще не догнали старушку Европу и по всем экспертным оценкам российскому рынку есть куда расти. Чем иностранные компании и пользуются, создавая собственные предприятия.
Сборочные производства иномарок начали появляться в России еще в середине 1990-х годов. Одними из первых иностранных моделей российской сборки стали Daewoo Nexia и Daewoo Espero, которые с 1995 года выпускались компанией «Донинвест». Следом сборочные производства иномарок появились в Елабуге, Калининграде и Москве. Реальный рост количества сборочных предприятий начался в 2002 году после принятия «Концепции развития автомобильной промышленности России. Тогда на территории России начали работать сразу несколько новых СП – «Автофрамос», GM-Автоваз, а всеволожский завод Ford стал первым полным производством в России, полностью принадлежащим и находящимся под управлением международной автомобильной компании.
Таких производства, во-первых делают автомобили более доступными – они немного, но дешевле, во-вторых – появляются рабочие места, на многих предприятиях есть центры повышения квалификации, ведется благоприятная социальная политика, идут поступления в местные бюджеты, то есть выигрывают регионы принявшие у себя производства.
В 2011 году было выпущено почти 2 миллиона автомобилей – это рекорд для современной России. Всего же с 1995 года, выпустил более 4 млн. автомобилей иностранных марок. Лидером по производству стал АвтоВАЗ. Более 100 тысяч в год делают заводы созданные 3-5 лет назад: Renault, GM, Ford, Volkswagen и еще один наш «живой» завод УАЗ. Их догоняет совсем молодое производство Hyundai. Хорошие результаты показывают сборочные производства «Автотора» и ТаГАЗа. Здесь же хочется отметить феномен черкесского «Дервейс», сейчас специализирующийся на сборке китайских внедорожников в количестве 100 000 единиц в год. Завод был создан с «нуля» в 2003 году, а в 2004 выпустил полноприводный автомобиль Cowboy.
Сейчас наметилась тенденция локализации производства – все больше комплектующих изготавливается на наших же предприятиях. Самые высокие показатели использования деталей российского производства достиг «Автофрамос» – 60%, Volkswagen – 50%, петербургский Hyundai – 45%, всеволожский Ford и PCMA Rus – 30%.
Предприятия автомобильной промышленности – это не только производство легковых автомобилей. Грузовики и автобусы составляют часть российского автопрома. Коммерческую технику различной грузоподъемности и назначения выпускают более 12 заводов с различной производственной мощностью. Почти 80% грузовиков выпускается на трех предприятиях страны: ГАЗ, КАМАЗ и УАЗ.
В общем, у российских автомобилистов скоро будет возможность ездить на иномарках собственного производства. Также как американцы ездят на своих – в США помимо заводов большой тройки (Ford, GM, Chrysler), есть предприятия Toyota, Mercedes-Benz, BMW и др.
С праздников вас, уважаемые водители! И удачи на дорогах!