Скажу сразу — это были одни из самых впечатляющих выходных за последние несколько лет моей жизни. Я уже давно слышала о гонках тракторов исключительно хорошее, а длинные праздники позволили увидеть действо своими глазами. 12 часов за рулём по дороге М-4 «Дон» — и я на месте. Вечерний обход трассы, очень компактной и разнообразной, только усилил ожидание старта, а прошедшая ночью гроза должна была добавить зрелищности.
Мероприятие началось с традиционного парада тракторов и представления гонщиков. В этом году в «Бизон-Трек-Шоу 2014» приняли участие 27 сельских механизаторов из Ростовской и Московской областей, Краснодарского и Ставропольского краев и Республики Крым. Желающих было гораздо больше, но организаторы ограничили число участников. Пилоты — совершенно разные люди. Самому старшему, и, как потом показала реакция публики, самому любимому, Анатолию Шишкину из Неклиновского района уже 65 лет, из которых пятьдесят он провёл управляя сельхозтехникой. Мелкон Хочкиян и Пётр Выдренко не пропустили ни одной гонки и были её призёрами. Некоторые трактористы участвовали в гонках 3–4 раза, некоторые больше. Григорий Зубков и Вячеслав Майоров выехали на трассу впервые, зато стаж первого 28 лет, второй же работает на тракторе всего 5. Для кого-то из гонщиков участие в соревнованиях — дело чести, а кто-то в случае победы может получить повышение зарплаты или автомобиль от руководителя хозяйства.
В отличие от обычных автомобильных соревнований, в которых принимает участие техника различных марок и производителей, в «Бизон-Трек-Шоу» участвуют только тракторы на базе «Беларус». Правилами запрещено менять тормозную систему и рулевое управление машин, также они должны быть оснащены специальными дугами и ремнями безопасности, что проверяется техническими комиссиями Гостехнадзора и ОТК «Бизон» перед стартом. Во всём остальном — от установки дополнительной светодиодной техники до замены двигателей (максимальный объём — 5 л) и коробок передач — предоставляется полная свобода инженерного гения.
Поскольку во время соревнований нагрузка на технику огромная, некоторые хозяйства выделяют и готовят специальные гоночные трактора, освобождая их от сельхозработ. А об отношении пилотов к технике можно судить по тому, какие имена они дали своим тракторам: «Зубрёнок», «Молния», «Орлик», «Торнадо», «Ёжик», «Белый рыцарь», «Кормилец».
В этот раз гонка была разбита на 8 этапов. Каждый из них имел свою собственную траекторию движения, протяжённость составляла от 200 до 1300 метров. Они включали скоростные прямые, спуски, подъёмы и водные преграды, которые были самыми зрелищными и коварными. Так, приземление в брод — самое первое испытание первого же заезда, обездвижило трактор под управлением Сергея Андрюшенко: у «болида» не выдержал передний мост.
Самым опасным моментом третьего этапа стало движение по канаве с водой, дно которой имело волнообразный рельеф. Прямо перед выездом из гигантской лужи тракторы упирались в крутую волну, и самые азартные гонщики делали «свечку», еле удерживая технику от опрокидывания.
Страсти на трассе разгорались нешуточные. Особенно борьба обострялась на входе в «однополосный» участок. Чтобы занять лидирующую позицию в заезде, некоторые гонщики шли на контакт, буквально выпихивая соперников с трассы.
Олимпийская система «на выбывание» в итоге оставила самых умелых гонщиков и надёжную технику. Предпоследний заезд с 2,5-тонным грузом определил четырёх финалистов. За 3 и 4 места боролись Александр Рязанцев из СПК «Степной» Цимлянского района и Игорь Гайнулин из СООО «Крымтеплица» Симферопольского района. Затяжной спуск с холма, включавший плавную дугу, выявлял лучшего в управлении и скорости, а завершающий этап — броды — требовал осторожности. По результатам двух поединков к финишу первым пришёл крымчанин, став бронзовым призёром.
В финале сошлись ветераны: три раза занимавший пьедестал Али Ахметов из ЗАО им. Ленина Веселовского района и постоянный участник гонок Игорь Носов из СПК Колхоз «Миусский» Неклиновского района. Та же конфигурация трассы позволила опередить соперника рвущемуся к очередной победе Ахметову, но коварный и уже порядком размытый брод пленил его трактор. Второй заезд — и тот же результат: резкий старт и отрыв, потеря времени в водной преграде. В итоге победителем «Бизон-Трек-Шоу 2014» стал Игорь Носов.
Отдельно нужно отметить организацию мероприятия. Оно проходило на уровне международных соревнований по автоспорту, а может быть, даже и выше некоторых из них. Для зрителей, а их было около 30 000, предусмотрели парковки, развлечения для детей, туалеты и питание. Ведущие комментировали всё происходящее на трассе, а особенно яркие моменты транслировались на гигантский экран. Старт был назначен на 10:00, и ровно в это время залп казачьей пушки возвестил о начале гонок. На трассе был обеспечен высокий уровень безопасности, а если и случались казусы, то лишь запланированные, которые являлись частью шоу.
Ещё одним развлечением для зрителей стал скоростной демонтаж двигателя «Запорожца». Без нудного и долгого вывинчивания гаек и болтов двигатель был просто вырван из бедного автомобильчика. Другие паузы занимал полёт представителя высшей школы пилотажа, проезды различной техники, например полезного оросителя полей и радиоуправляемого трактора, до поздравления молодожёнов, заключивших миллионный брак в Ростовской области.
Дружелюбная атмосфера, адреналин от зрелища, экстремальные заезды и многое другое делают гонку на тракторах одним из самых ярких событий каждого лета. Конечно, можно посмотреть фото и видео в сети. Но это лишь взгляд со стороны. Для того, чтобы понять, как проходят эти гонки, на них нужно присутствовать.