Многие автоконцерны завершат его в минусе, а отдельным неудачникам и вовсе предстоит поглощение более успешными конкурентами.
Чтобы понять, насколько этот пессимизм оправдан, посмотрим, как авторынок реагирует на перипетии финансовых рынков. В целом, продажи иномарок в России увеличились на 22%. Среди них есть как лидеры, так и аутсайдеры. Так, у концерна General Motors в сентябре продажи популярной марки Chevrolet снизились на 2% по отношению к сентябрю 2007 года. Правда, по-прежнему популярен Opel – его продажи выросли почти на 50%. Особым спросом у россиян пользуются модели Astra и Corsa.
Потерял позиции и Ford – его продажи упали на 13%. Кстати, и на родине дела у американских концернов обстоят не лучшим образом. В минувший четверг стоимость акций General Motors на Нью-Йоркской фондовой бирже опустилась до рекордно низкой за последние 58 лет отметки, а цена акций Ford - до самой низкой отметки за последние 26 лет. Из-за спада Ford даже планирует продать часть принадлежащих ему акций японской компании Mazda.
Но вернемся к российскому рынку. Среди популярных марок здесь зафиксирован спад продаж на 4% у Renault. На 11% снизились продажи у корейского концерна Kia, а сильнее всего из популярных марок от кризиса пострадал японский Mitsubishi, потеряв 25% от объема продаж по отношению к сентябрю прошлого года. Российский дистрибьютор японского концерна вынужден был договориться с дилерами о существенных скидках на свои модели - от 15 до 120 тысяч рублей. Так, самая продаваемая в России модель Mitsubishi Lancer с двигателем 1,5 л подешевела на 30 тысяч. Ранее в нашей стране дешевели лишь иномарки российской сборки.
Например, на 6-7% в этом году подешевела Skoda Octavia, которую начали собирать на заводе Volkswagen под Калугой. Впрочем, на днях стало известно, что чешский завод Skoda на неделю останавливает производство – европейские продажи неуклонно падают и новые автомобили просто некуда девать. Завод под Калугой пока функционирует в нормальном режиме, так что машин отечественному потребителю хватит. Если у него, конечно, будет возможность их покупать. Пока продукция калужского завода пользуется спросом – в сентябре Volkswagen показал прирост в 85%, а Skoda – 67%.
Однако некоторые марки кризис пока не затронул. В сентябре на 66% увеличила продажи Toyota. Хотя у концерна нет новых моделей, его продукция традиционно пользуется любовью российских потребителей. Зато выход новинок обеспечил в сентябре неплохой рост продаж французской Peugeot. Рост продаж Honda на 144% обусловлен увеличением квот, и сентябрьский результат – не исключение. Концерн демонстрирует неплохие объемы прироста в течение всего года. На 1313% выросли продажи у Fiat, но в этом случае резкий рост обусловлен тем, что год назад продажи компании в России были минимальны. В этом году концерн наращивает производство моделей Albea, Doblo и Ducato на заводе в Алабуге, вскоре планируется добавить к ним и Fiat Linea.
Впрочем, локализация на российском рынке – вовсе не панацея от кризиса. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре наибольшее падение продаж продемонстрировали именно модели отечественной сборки. Так, Hyundai Accent из Таганрога потерял 28% продаж, Ford Focus – 22%, а Renault Logan – 15%. Продажи почти отечественного (украинского) Chevrolet Lanos упали на 35%.
Модели Spectra и Cee’d от Kia упали на 9 и 12% соответственно. И это при том, что Ceed’s – новинка концерна, на которую возлагались особые надежды. А, скажем, популярные некогда Nissan Note, Hyundai Tucson или Renault Megane вовсе вылетели из «топ-25». Можно сделать предположение, что некоторые из перечисленных моделей устарели, а другие просто не отвечают ожиданиям российского рынка.
Напротив, успешно продаются такие модели, как Toyota Corolla (рост 158%), Nissan Qashqai (137%), Honda Civiс (162%), Honda CR-V (194%). Резкий рост Honda вполне объясним – компания увеличила квоты для России, и отечественные любители этой марки получили возможность приобрести автомобиль без огромной очереди. А Toyota и Nissan держатся на плаву за счет одной «хитовой» модели.
Что касается российских автопроизводителей, то лидером по объемам продаж по-прежнему остается «АВТОВАЗ», реализовавший в сентябре 49 тысяч машин собственного производства. Концерн выполняет план и, по заверению его руководителей, не собирается останавливать или сокращать производство. Об этом же сообщают представители других отечественных автокомпаний. На некоторое время останавливал конвейер завод ГАЗ. В октябре он планирует сократить объем производства на 13%. «КамАЗ» в условиях кризиса принял решение сократить производство продукции на 20%, а рабочую неделю до четырех дней.
Итак, для автопрома во всем мире наступили нелегкие времена. Согласно прогнозу, опубликованному исследовательским агентством J.D.Power and Associates, продажи легковых машин в США, в прошлом году составлявшие более 16 млн штук, в 2008-м упадут до 13,6 млн, а в следующем году эта цифра может стать еще меньше - 13,2 млн автомобилей. Американский автогигант Chrysler вовсе рассматривает в варианты слияния с другими компаниями. В качестве претендентов называются General Motors и Renault-Nissan. В этой ситуации эксперты высказывают мнение о том, что общий спад продаж пойдет отечественным производителям на пользу.
Программа их развития заработает через несколько лет, а к этому времени, даст Бог, кризис закончится. И иномарки получат достойного конкурента. Что касается последних, то производителям необходимо оставить практику производства в России морально устаревших моделей. Ставить на конвейер необходимо то, что заведомо будет пользоваться спросом. Если ситуация в экономике нормализуется, россияне между дешевым и лучшим выберут последнее. В противном случае у бюджетных моделей есть шанс на успех. Но для этого банки не должны сокращать программы автокредитования – ведь большинство недорогих автомобилей покупается именно в кредит.