Госпрограммы, позволяющей применять биоэтанол, в нашей стране до сих пор нет. Аналитики говорят, что лоббировать некому. Основная "топливная сила" - на стороне монополистов-нефтяников. А они даже со своими вопросами разобраться не могут: до сих пор никак не решатся расстаться с деньгами и направить их на строительство так необходимых России нефтеперарабатывающих заводов. Что уж говорить о биоэтаноле, в производство которого тоже нужно вбухать немало денег. А если "вбухает" кто-то другой, то именно этот "другой" и станет основным конкурентом бензиновых олигархов. И зачем им это?
И тем не менее, как гласит известная народная пословица, "прогресс не убьешь". Поэтому на Кировском Биохимическом заводе в промышленных условиях, уже разработана уникальная технология производства биотоплива (биоэтанола) из отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Прокомментировать этот факт мы попросили организатора проекта по созданию биотехнологического кластера Кировской области, члена комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ Олега Валенчука:
- Стремительный рост автомобильного парка, высокие цены и дефицит нефти, ухудшение экологического состояния окружающей среды, привели мировое сообщество к осознанию необходимости поиска и разработки альтернативных видов моторного топлива. При этом большое внимание уделяется возобновляемым источникам энергии, получаемым из растительного сырья: биогазу, биоэтанолу, биобутанолу, биодизельному топливу. Особый интерес в мире наблюдается к биоэтанолу.
В качестве примера можно привести Бразилию, где производимый из кукурузы и сахарного тростника этанол уже является серьезным конкурентом традиционному горючему. В Великобритании одним из самых популярных возобновляемых источников энергии стало топливо из растительного масла. Свыше половины автопарка многих высших французских чиновников переделано под работу на дизельном топливе, полученном из рапсового масла. К 2010 году Франция планирует стать крупным поставщиком такого топлива, доведя его потребление в стране до 7% от общего объема горючего. На Филиппинах производят топливо из скорлупы кокосового ореха по технологии, запатентованной украинским инженером Евгением Сухиным. В Таиланде в качестве заменителя дизельного топлива выступает пальмовое масло.
Однако, все эти технологии объединяет одно – этанол производится из продуктов пищевого назначения и их отходов. В условиях угрозы мирового продовольственного кризиса такая стратегия для России неприемлема, поскольку приводит к еще большему нарастанию дефицита продовольствия и нерациональному использованию сельскохозяйственных угодий.
Кировская биотехнология уникальна тем, что в качестве исходной биомассы используются опилки и другие отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Таким образом, продовольственный сектор экономики не затрагивается. Важным фактором низкой себестоимости Кировского этанола станет отсутствие необходимости транспортировки биомассы из других регионов.
Производство биоэтанола имеет огромный экономический потенциал и может стать одним из локомотивов экономики России. В условиях сокращающихся запасов углеводородов, повышения стоимости нефтеразведки и нефтедобычи, производство и использование биоэтанола повысит надежность общенациональной системы обеспечения топливом.
С позиций, предъявляемых к автомобильному топливу, этанол имеет ряд важных преимуществ перед бензином. Наличие кислорода в этаноле способствует более полному сгоранию и следовательно меньшему содержанию токсичных примесей в отработанных газах. Исследования, проведенные зарубежными учеными по испытаниям топлива – смеси бензина с этанолом наглядно это подтверждают. Таким образом при использовании биоэтанола в качестве моторного топлива не происходит накопление углекислого газа в атмосфере, приводящее к «парниковому эффекту». Выделяемый при сжигании биоэтанола углекислый газ имеет первичное атмосферное происхождение. Его могут опять ассимилировать растения, следовательно не нарушается природный баланс круговорота СО2.
- температура самовоспламенения у этанола существенно выше, чем у бензина, благодаря чему этанол выдерживает степень сжатия 1:9 (бензин прямой перегонки детонирует при степени сжатия 1:4,5).
- этанол менее токсичен, чем бензин, не содержит канцерогенных компонентов;
-пары этанола менее огнеопасны, чем пары бензина, из–за более высокой температуры самовоспламенения;
- вязкость у этанола выше, чем у бензина, благодаря чему нет проблем в работе с этанолом в холодную погоду;
- электропроводность у этанола значительно выше, чем у бензина, что снижает возможность накопления статического электричества при движении топлива.
Снижение выбросов СО2 в атмосферу от автомобильного транспорта благоприятно скажется на выполнении Россией требований Киотского протокола и создаст дополнительные резервные условия для развития промышленности.