На прошлой неделе в столице прошла Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения. Из-за обилия представительных участников пришлось перекрывать некоторые набережные, что вызвало коллапс на окрестных улочках.
С ремнём или без?
Ната Менабде, зам. регионального директора европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, представила исследование ВОЗ о состоянии безопасности дорожного движения в разных странах. Так, на дорогах Европы за год погибло более 120 тыс. человек, а во всём мире - 1 млн 300 тыс. При этом два из трёх смертельных случаев приходится на страны с доходом ниже среднего. Например, в Азербайджане и Грузии, где в начале 90-х годов законодательство стало более либеральным к употреблению алкоголя водителями, кривая смертности сразу выросла.
Известный миф о том, что ремни безопасности в случае столкновения спасают лишь в половине случаев, а в 50% становятся причиной смерти, был развеян специалистами. «Я слышал такое мнение, что если при аварии машина упадёт в воду, то пристёгнутый человек может не успеть или не сможет отстегнуться и спастись, - поделился швед Клаес Тингвалл, директор транспортной безопасности Европейского комитета по проведению независимых краш-тестов. - Однако вероятность того, что непристёгнутый человек выживет, когда машина перевернётся несколько раз, ударится о воду и т. д., ничтожно мала».
Пешеходы против водителей
Защитить водителей и пассажиров - полдела. Если человека сбивает машина, которая едет со скоростью 30 км/ч, его шансы выжить - 90%, больше 50 км/ч - практически нулевые. Но законы активно защищают пешеходов от водителей, но не наоборот. «Психотип водителя, безусловно, влияет на манеру его езды, и на это трудно влиять, - рассказал Йон Арилль Енссен, директор департамента транспорта и связи Норвегии. - Гораздо эффективнее установить «лежачих полицейских», чем внушать лихачам не давить на газ... В больших городах много агрессивных водителей-девушек. Думаю, причина такой езды тоже в области психологии - жизнь постоянно бросает им вызовы… Кстати, у нас пешеходу разрешается перебежать дорогу даже на красный, если не видно машин». На вопрос, разрешено ли водителю проехать на запрещающий сигнал светофора, коль скоро это безопасно, г-н Енссен ответил отрицательно и признал: люди на дороге не равны. К тому же у них в стране, как и во многих других, к пешеходам не применяется никаких административных санкций за то, что они нарушают Правила дорожного движения! А сколько случаев, когда перебегающий в неположенном месте человек не только погибал сам, но и становился причиной столкновения нескольких автомобилей и травм их водителей и пассажиров! Ответственность на дорогах не может быть односторонней.
Однако по трагической небрежности пешеходов прошёлся Рей Лахуд, министр транспорта США: «У нас недавно погибла девушка только потому, что, переходя дорогу, отправляла SMS». Мобильные устройства для г-на Лахуда - причина всех зол: «Чтобы нажать на кнопку, водителю приходится убрать руки с руля и не смотреть на дорогу». По словам министра, президент Обама уже издал указ, запрещающий всем госслужащим отправлять SMS во время езды на автомобиле. А в двух штатах вообще запрещено пользоваться мобильными телефонами в машине. «Нельзя разрешать отвечать по сотовым и водителям общественного транспорта», - уверен г-н Лахуд.
Свою лепту в опасность дорог вносят и пробки. «По статистике, после долгого стояния водитель разгоняется и превышает скорость», - рассказала Ната Менабде. «В Москве машины пытаются втиснуться в каждую щель, - поделился Клаес Тингвал, - что только усугубляет ситуацию. Ведь важно, чтобы даже в пробках к месту ДТП могли проехать спасатели и медики. Нужна грамотная дорожная разметка с резервными полосами - центральной и боковыми, которые бы никто не занимал, безопасные пешеходные переходы и регулировка перекрёстков». Рей Лахуд настаивает также на «отбойниках» - ребристой поверхности по правому краю правой полосы, чтобы водитель не съехал в кювет. Кстати, в пробки министр транспорта США попадает как самый простой смертный: дороги в Вашингтоне перекрывают только для президента.