Исследование походило в три этапа:
Первый этап, городское движение. Водители употребляли напитки в соответствии с предложенным графиком и передвигались по городу в течение 12 часов – с 9.00 до 21.00 с регулярным медицинским контролем, включая диагностику до старта акции.
Второй этап. Выезд по маршруту «Москва-Тверь-Москва». Водители употребляли напитки в соответствии с предложенным графиком и участвовали в моделировании реальных условий дальнего переезда с (09.30 до 21.00) с регулярным медицинским контролем, включая диагностику до старта акции.
Третий этап. Городское движение. Водители, участвовавшие в первом этапе, передвигались по городу в течение 12 часов – с 9.00 до 21.00 без употребления энергетических напитков. Медицинский контроль проводился регулярно, включая осмотры до и после акции.
В этапах 1-3 и этапе 2 были задействованы различные водители (повторы не допускались), употребление напитков проводилось в соответствии с жеребьевкой. Напитки предлагались к употреблению в пронумерованных белых пластиковых бутылках, с целью исключения воздействия субъективных факторов.
Общие выводы:
Злоупотребление дозировкой при употреблении энергетических напитков при дальних переездах является фактором, существенно повышающим риск дорожно-транспортного происшествия. В ходе исследования у многих участников эксперимента наблюдалось повышение артериального давления, увеличение пульса, жалобы на ухудшение самочувствия, существенные перепады эмоционального состояния (от эйфории в течение первых 30-40 минут после употребления до ощущения испуга, тревожности и подавленности). В ряде случаев отмечалось, что через несколько часов после употребления энергетического напитка опасность засыпания водителя за рулем существенно увеличивалась. В ряде случаев был отмечен «эффект рассеянности» спустя три-четыре часа после употребления напитка.
Употребление напитков-лидеров эксперимента в корректной дозировке и с учетом самочувствия водителей негативных рекомендаций не выявило. Вместе с тем, при нарушении дозировки и при наличии острых или хронических заболеваний последствия их употребления могут быть не столь позитивными.
Напиток
|
Оценка
|
Комментарии
|
Экстаз Энерджи
|
1 место.
Лидер эксперимента, при употреблении которого не выявлены какие-либо серьезные проблемы у водителя.
|
Участники эксперимента на этапе 1 отмечали незначительные перебои со сном в первую ночь по окончании эксперимента.
У участника эксперимента на этапе 2 отмечали незначительное повышение давления после употребления крепкого кофе через час после употребления тестируемого напитка (вместо 120/80 до 130/85). У участника эксперимента на этапе 2 замечено незначительное улучшение состояния после первого приема напитка, по сравнению с предварительным этапом. (нормализация артериального давления).
|
Адреналин
|
2-3 место
Был бы лидером эксперимента, если бы не незначительные жалобы на общее состояние и небольшое отклонение по артериальному давлению и пульсу на этапе 2.
|
Отмечены незначительные жалобы на общее состояние участников этапа 1 и небольшие отклонения по артериальному давлению на финише этапа 2 (вместо 130/90 было зафиксировано 140/90).
|
Бёрн
|
2-3 место
Результат, очень похожий на предыдущую позицию.
|
Отмечены жалобы на общее состояние участников этапа 1 (покалывание в пальцах, изжога) и небольшие отклонения по артериальному давлению на финише этапа 2 (вместо 120/80 было зафиксировано 130/85).
|
Ред Булл
|
4 место.
Значительное отставание от предыдущих позиций (см. комментарии)
|
У участников этапов 1 и 2 зафиксированы многочисленные жалобы на самочувствие и эмоциональное состояние. У участника этапа 2 и участника этапа 3 совпадающие подъемы артериального давления.
|
Буллит
|
5 место
Употребление данного напитка вызвало наибольшее количество вопросов у организаторов акции.
|
Участник эксперимента на этапе 2 по настоянию медиков прекратил употребление напитка (тошнота, слабость, повышенное артериальное давление).
Участник эксперимента на этапе 1 отметил общие жалобы на изжогу и перепады настроения. Медиками было зафиксировано повышение артериального давления.
|
29 сентября итоги тестирования влияния энергетических напитков были представлены на заседании общественного совета МЧС и одобрены членами Совета и главой МЧС России. По словам Сергея Шойгу, подобные исследования и в дальнейшем будут пользоваться всемерным содействием со стороны специалистов возглавляемого им ведомства. На заседании Общественного совета МЧС принято решение придать широкой огласке результаты эксперимента и содействовать продолжению тестирования всех факторов. Влияющих на безопасность на дорогах страны.