Если вы попали в аварию зарубежом, помогать вам при ДТП в чужой стране никто не обязан. Потому что российский страховщик является лишь агентом, продавшим вам полис. Что же делать в таком случае? В случае аварии специалисты советуют внимательно зафиксировать детали ДТП, обменяться данными с другими участниками аварии, сообщить в бюро Green Card той страны, где произошло ДТП. А в протоколе указать, что язык страны, где вы попали в аварию, не является для вас родным. Не можете справиться сами - обращайтесь в специализированные фирмы по урегулированию претензий, если знаете язык Помните, что Green Card не будет покрывать ущерб вашему автомобилю, если вы виновник ДТП.
Где брать?
Наши российские страховые компании продают карты по агентским соглашениям продукты страховщиков стран-членов «Зеленой карты». «Зеленый» полис вам продадут только в той стране, где зарегистрирована машина. Приобрести его можно как в своем родном городе, так и непосредственно на нашей стороне границы. С тем условием, что, скорее всего, на границе он будет немного дороже.
Приобрести страховку можно и вне пределов нашей родины. Но это уже будет не Green Card, а внутренний полис страны, аналог тем полисам, которые Россия продает в рамках ОСАГО. Если вы направляетесь в Евросоюз, местный полис, например латвийский, польский или финский, станет альтернативой «Зеленой карте». Если не собираетесь выезжать за границу страны, в которую прибыли, достаточно приобрести местный полис гражданской ответственности. В первые две страны можно попасть непосредственно с российской территории, то для проезда в Польшу понадобится миновать просторы Украины или Белоруссии. Украина является транзитным членом «Зеленой карты», то есть эмитировать полисы не имеет права, но пропускать автомобили с Green Card обязана. А вот без Green Card все будет неудобнее и дороже: придется приобрести украинское или белорусское ОСАГО на границе, а в Польше - стране ЕС - купить внутренний полис, который заменит вам «Зеленую карту».
Сколько стоит?
Каждый отечественный страховщик может продавать полисы сразу нескольких иностранных фирм, которые будут отличаться по цене, территории действия и лимиту ответственности. У разных российских страховщиков полисы Green Card одного и того же зарубежного эмитента могут иметь разную стоимость по причине агентского вознаграждения. Помимо вознаграждения агента на плечи страхователя также ложатся: банковская комиссия, почтовый сбор и местные налоги.
В отличие от нашего ОСАГО стоимость Green Card у эмитентов из разных стран отличается, потому что единого прейскуранта нет, и цена зависит от фантазии страховщика. Тем не менее методика расчета стоимости одинакова. Все транспортные средства разделены на пять основных категорий, у каждой из которых свой тариф: легковые автомобили (A), грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 т и трактора ©, прицепы к грузовым автомобилям (F2), прицепы к легковым автомобилям (F1) и мотоциклы (B). Никакой поправки на мощность двигателя, стаж водителя или его возраст, как в нашем ОСАГО, не существует.
Минимальная по продолжительности действия 15-дневная страховка для легкового автомобиля стоит от 19 до 35 евро для стран, входящих в ЕС, и от 28 до 35 евро - для всех стран системы Green Card. Полис на месяц обойдется уже в 25-65 и 41-65 евро соответственно. Дешевле стоят полисы прибалтийских компаний, болгарской Bulstrad и отчасти польской «дочки» страхового гиганта ERGO - ERGO Hestia. Дороговизной славится страховка немецкой SOVAG. Но ее цена оправданна, поскольку лимитов возмещения ущерба у немцев по жизни и здоровью нет. Безлимитная ответственность актуальна лишь в очень сложных случаях, когда вы являетесь виновником аварии со множеством участников и есть серьезно пострадавшие или погибшие.
Лимиты даже по «дешевым» полисам Green Card достаточны для урегулирования большинства ДТП. Для сравнения: у нас по ОСАГО лимит 400 тыс. рублей, а, например, во Франции или Бельгии его нет. В Швеции порог ответственности составляет 33 млн евро - это фактически безлимитный вариант. Выбор западных фирм, полисы которых продают наши страховщики, невелик. Правда, он и не нужен: ощутимой конкуренции по причине ограниченного спроса и примерной сопоставимости тарифов нет, а страховка для поездки в Европу на машине воспринимается как данность, равно как и покупка обязательной автогражданки в России. Тратить время и выискивать экономию в 10 евро для двухнедельного автопутешествия в Европу смешно.
Где работает?
Страховка действительна в 45-и государствах: в 41-ой европейской стране, а также в Израиле, Марокко, Тунисе и Иране. Россия в систему «Грин кард» не входит, и наш полис ОСАГО, естественно, за рубежом не действует.