Они позволяют выявлять и наказывать нарушителей Правил дорожного движения, основываясь на показаниях работающих в автоматическом режиме фото- и видеокамер.
Такими приборами обещали оснастить весь город. И всё для того, чтобы исключить из цепочки нарушение - наказание человеческий фактор в лице инспекторов ГИБДД. «АиФ» решил проверить, что из этого получилось.
КАК рассказали в Управлении ГИБДД ГУВД по г. Москве, за второе полугодие 2008 г. были оштрафованы более 4,5 тыс. лихачей, а по состоянию на начало июня текущего года удалось выявить ещё 5,7 тыс. нарушителей, большинство из которых наказаны за превышение скорости на 20-40 км/ч. «И все они были «пойманы» двумя постоянно функционирующими комплексами фото- и видеофиксации, - прокомментировали в УГИБДД. - Один расположен на Сущёвском Валу при съезде с Рижской эстакады по внешней стороне Третьего транспортного кольца, а второй - на пересечении Садовой-Самотёчной ул. и Каретного Ряда. Есть ещё 15 приборов контроля скорости на МКАД. И по-прежнему продолжается работа по подключению мобильных комплексов «Поток» на машины ДПС».
На первый взгляд приведённая статистика выглядит вполне оптимистично - тысячи нерадивых автомобилистов уже почувствовали на себе бесстрастный взгляд всевидящего ока ГИБДД. Однако, вспоминая заявления высоких чинов годичной давности, начинаешь сомневаться в том, что всё с программой видеофиксации идёт по плану. За прошедшие 12 месяцев на столичных трассах так и не появилось новых приборов. Вся перечисленная техника имелась до начала эксперимента. А ведь планировалось оснастить камерами не только все крупные магистрали, но и наиболее аварийные перекрёстки и улицы Москвы. Вначале к системе пытались подключить специально закупленные с этой целью переносные устройства, похожие на бинокль, стоящий на штативе. Но «вдруг» выяснилось, что выполнять свои обязанности этот умный и недешёвый прибор может лишь в тандеме с милиционером. Если же оставить эту «игрушку» без присмотра, то, как рассказывают сами инспектора ГИБДД, её тут же… крадут.
Ещё одним проблемным вопросом является фиксация устройствами только превышений скоростного режима. Первоначально специалисты обещали, что видеокомплексы будут снимать также движение на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу и другие «популярные» нарушения. Но пока что главными и единственными «клиентами» камер остаются любители быстрой езды. В процессе неформальных бесед с сотрудниками ГИБДД «АиФ» удалось узнать, что выявленных лихачей в разы больше тех, кому реально были отправлены квитанции. «Хотя технически устройства способны прочесть любой, даже сильно загрязнённый номер, мы отбраковываем все машины, регистрационные знаки которых хотя бы частично не читаются на фото, - объяснил знакомый инспектор. - В противном случае начнутся судебные тяжбы. Также не штрафуем авто, принадлежащие юридическим лицам и госучреждениям. Ведь по закону постановление выписывается на конкретное физическое лицо, а не на организацию. Что интересно: нам так и не выделили деньги на покупку конвертов для рассылки! Поэтому часто не успеваем доставить квитанцию нарушителю в отведённый для этого трёхдневный срок. И самое главное - на расходные материалы к приборам, не говоря уже о покупке новых, средства не выделены. Что вы хотите, экономический кризис...»
Но ведь установка камер и оплата почтовых услуг очень быстро окупятся. Не говоря о спасённых жизнях... Полученные же штрафы, по предварительным расчётам, с лихвой покроют все затраты. А может, всё дело в том, что системы видеонаблюдения не выдержали конкуренции с живыми гаишниками, привыкшими, несмотря ни на что, решать вопросы «на месте»? Если это так, то, похоже, приборы так и останутся забавной диковиной, полезной лишь для отчётности перед начальством и для хвастовства перед иностранными коллегами.
Кстати
За 4 месяца 2009 г. сотрудники ГИБДД наложили на нарушителей штрафы на общую сумму в 196,5 млн. руб. Из этой суммы оплачено немногим более 106 млн. Таким образом, взыскиваемость составила более 54%.