Зачем Сбербанк купил немецкий Opel, находящийся на грани банкротства? Что, нам своих плохо работающих предприятий мало? Неужели ради благодарности германского канцлера Ангелы Меркель, которая рада тому, что Opel удалось «сбагрить» и спасти от закрытия (не прибавившего бы ей популярности в народе) одновременно?
General Motors (США), бывший основной собственник Opel (производство в Германии), долгое время пытался привлечь инвестиции, обращался с этой просьбой к правительству Германии. Вопрос активно обсуждался в прессе. Как рассказал наш источник, близкий к переговорам, основное условие, которое якобы поставили перед руководством Opel высокопоставленные чиновники Германии, - предоставление убедительного плана по модернизации предприятия с гарантией того, что выделенные госсредства не утекут в США. План предоставили. Но, говорят, на английском языке. Чиновники оскорбились. Далее шли вялотекущие дипломатично-политесные переговоры. Итог – известен. На Opel претендовали итальянцы и китайцы, но достался он российскому банку и австро-канадской компании Magna.
- Для отечественного автопрома эту покупку можно оценить исключительно положительно, - отметил Сергей Удалов, замдиректора аналитического агентства «Автостат». – Opel уже собирает свои модели в России, а после этой сделки отечественных «иномарок» станет еще больше. Это значит, что и иностранным производителям комплектующих будет выгоднее открывать заводы в нашей стране (а это – дополнительные рабочие места). Привлечение производителей на нашу землю будет способствовать и обещанное дальнейшее увеличение таможенных пошлин на ввоз авто.
Передовой опыт обязаны будут перенимать и российские производители. Отечественные автомобилестроители лишь недавно начали входить в мировой автопром, раньше они работали изолированно. Приходилось на одном заводе разрабатывать все комплектующие для машины. В итоге – качество конечного товара оставляло желать лучшего. В мире же комплектующие разрабатывают специализированные фирмы, а потом лучшее устанавливается на машины разных марок. Так что качество российских автомобилей с появлением в нашей стране более доступных автокомпонентов обязательно должно подтянуться. Отечественные заводы просто будут вынуждены предложить производителю конкурентоспособный товар или, должны будут перейти просто на сбор иномарок. Но в любом случае подобные сделки сохранят отечественное производство.
Главным условием сделки с российской стороны было то, что партнёром Opel становится «ГАЗ». Именно эта схема взаимодействия позволит деньгам, вложенным в немецкий автопром, дойти до российского производителя.
- Однако планы поднять «ГАЗ» хороши лишь до того момента, пока не приступили к вопросу реализации товара, - заметил Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений. - Падение спроса и как следствие – остановка работы концернов – отчасти сдерживается подобными вливаниями денег в корпорации, но впереди не «благополучный финал», а новый период быстрого падения. Вполне возможно его сменит стабилизация ситуации, но до конца кризиса еще далеко. Сбербанку удалась столь лакомая покупка в немалой степени потому, что Opel испытывает трудности. Единственная проблема состоит в том, что приобретения в кризисный период лучше всего делать тогда, когда проблемы мировой экономики начнут сходить на нет. Отсюда вывод: пока – до оживления рынка – это приобретение придется содержать за свой счет.
Источник - Росбанк