Москва туристическая: столица России становится Меккой для путешественников

Зачем люди едут в Москву? Ещё недавно первой причиной была рабочая необходимость. Второй — поиск работы. Третьей — шоппинг. Четвёртой — визит к родственникам. И только где-то в конце этого списка назывался туризм — настоящий туризм с посещением музеев, экскурсиями, осмотром достопримечательностей и прочими атрибутами, присущими визиту в любой из столичных западноевропейских городов.

   
   

В Москву — как на праздник

Однако в последнее время эта тенденция начала претерпевать изменения. Всё больше и больше людей начали совершать в Москву не рабочие, а туристические паломничества. И далеко не последнюю роль в этом играют организуемые городскими властями масштабные мероприятия, которые свидетельствуют о том, что город включился в жёсткую общемировую борьбу за доходы от туриндустрии.

«В 2014 году Москва привлекла рекордное количество туристов: в Москве побывали 16,5 миллиона путешественников. За последние годы, благодаря в том числе фестивалям и ярмаркам, поток туристов увеличился на треть. Из 7 фестивалей самими масштабными являются "Путешествие в Рождество", "Московское лето" и День города», — объясняет глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

«Путешествие в Рождество», по официальным данным, посетили порядка 8,5 миллиона человек, «Московским летом» насладились как минимум 6 миллионов, а День города сумел привлечь не менее 8 миллионов посетителей, по крайней мере 2,5 миллиона из которых являются гостями столицы из других регионов России и других стран.

«При среднем чеке москвича в 300 рублей и гостя столицы в 1 000 рублей (услуги транспорта, услуги общепита, приобретение сопутствующих товаров), несложно посчитать, сколько получит московский бюджет — только по одному празднику около 350 миллионов рублей. Кроме того, в бюджет города дополнительно поступит до 80 миллионов рублей налоговых платежей от компаний, организующих праздничные мероприятия. Таким образом, суммарные налоговые поступления в бюджет города Москвы составят до 600 миллионов рублей», — подвёл предварительный итог Дня города Алексей Немерюк.

Стоит отметить, что в вопросе увеличения потока туристов с помощью организации масштабных праздников Москва идёт по проторённой дорожке туристических столиц мира. Уже сейчас в этой сфере занят каждый двенадцатый работающий человек в мире. А к 2020 году аналитики прогнозируют рост количества международных туристов до 1,6 миллиарда человек. Лидируют в этом списке пока Соединённые Штаты Америки, которые в год зарабатывают на туристах порядка 110 миллиардов долларов.

«Чем больше фестивалей — тем лучше! Фестивали, праздники нужны всегда, а в период кризисов — особенно. А таким городам, как Москва, не стоит думать, как стать привлекательнее для туристов, нужно становиться привлекательными для своих жителей, и тогда туристы сами сюда потянутся! В столице в последние годы появляется правильное фестивальное движение, нацеленное именно на жителей, на возрождение и закрепление традиций. Вспомните празднование масленицы — традиционного российского праздника, которое было проведено в общегородском масштабе, с традиционными русскими гуляниями, обрядами. Это понравилось не только москвичам, но и гостям города, которые, я уверен, захотят подобного праздника и в будущем году», — считает президент Клуба путешествий Михаил Кожухов.

   
   

Экономика праздника

Во все времена большие народные праздники были драйверами городской экономики: от Венецианского фестиваля до Нижегородской ярмарки. И сейчас все крупные города поддерживают эти традиции, так как народные гуляния не только привлекают туристов, создают праздничное настроение, но и являются важным моментом для развития малого и среднего бизнеса.

Кроме того, фестивали создают рабочие места, стимулируют малый бизнес, их посещают миллионы москвичей и тратят деньги на торговых площадках, и эти средства потом в виде налогов с продавцов возвращаются обратно в бюджет. Положительные моменты отмечают и владельцы ресторанов и магазинов, которые находятся на улицах, где проходят празднования. Во время мероприятий, проводимых в центре города, выручка ресторанов увеличивается приблизительно в два раза. Если средний чек посетителя в будний день 300–600 рублей, то во время фестивалей он увеличивается до 800–1000 рублей.

«Во время мероприятий, проводимых в центре города, выручка ресторанов увеличивается в два раза», — подтверждают теорию на практике представители ресторанного бизнеса Новиков и Бухаров.

Особенно актуален вопрос извлечения прибыли из организации массовых праздников в пору кризиса, когда курс валюты растёт, а нефть, наоборот, дешевеет. Есл верить статистике, туризм — один из самых гибких бизнесов, доходы от которого начинают поступать сразу, это 7% мирового капитала. Вклад отрасли в мировую экономику превышает 10% мирового ВВП, что вполне сопоставимо с объёмом торговли нефтью. Нам осталось только оседлать эту волну, чтобы наконец-то окончательно слезть с пресловутой «нефтяной иглы».

«Показателен пример города Лиона во Франции, который при экономическом кризисе (падении текстильного производства) стал фестивальной и гастрономической столицей мира. В город с населением 480 тысяч человек в дни фестиваля света приезжают до 4 миллионов туристов», — подтверждает глава Департамента СМИ Иван Шубин.

День города в Москве. Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

Праздник «сделай сам»

Сказались условия кризиса и на формате проведения московского праздника, который впервые стал по-настоящему народным. Практически вся программа, за исключением нескольких концертов, оплаченных частными инвесторами, была составлена из выступлений обычных москвичей, которые вызвались поздравить свой город.

«Праздник Дня города становится более народным, понятным. Кто-то может нас критиковать, что мы делаем акцент на народные коллективы и районные праздники. Но в этом нет ничего плохого: дома культуры, различные community, которые находятся на территории того или иного района, вовлекают своих соседей в праздник и формируют идентичность районную. Конечно, можно временно создать хорошее настроение, пригласив ту или иную звезду и ей заплатив. Но мы хотим, чтобы у нас в городе такая история работала по-другому. Деньги мы всегда готовы дать», — объяснил заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Владимир Филиппов.

Кстати, о деньгах... Заместитель мэра города по вопросам экономической политики Наталья Сергунина рассказала, как в Москве формируется бюджет праздничных мероприятий:

«В большинстве случаев — благодаря бизнесу. Не мэрия платит за праздник, а инвесторы. Основной вклад — это инвестиции предпринимателей. Кроме того, праздники — окупаемая история. Просто её невозможно сосчитать так прямо — вот тебе рубль, а вот два. Во-первых, праздники создают рабочие места — дворники, электрики, продавцы, охранники, во-вторых, дают возможность российским малым предприятиям найти стабильную площадку сбыта, в-третьих, создают положительный имидж столицы — как центра мирового туризма, в-четвёртых, генерируют мощнейшие людские потоки, которые задействуют другие элементы городской инфраструктуры — магазины, рестораны. Всё это монетизируется и поступает в городской бюджет в виде налогов».

Теперь Москве остаётся лишь закрепить первый успех и постараться развить его. А расти нам есть куда. Так, в Париже, например, с населением 2,3 миллиона человек за год проходит более 400 торговых ярмарок и фестивалей, а в Лейпциге с населением 530 тысяч человек — 12. В Москве же с населением 12 миллионов человек — всего 7 крупных мероприятий в год.