Америка славится великолепными скоростными трассами с их сумасшедшими многоярусными развязками, заставляющими машины взмывать в самое небо, с поистине фантастической пластикой бетонных хитросплетений. Но любовь и симпатии американцев раз и навсегда отданы их дорожному первенцу - легендарной Трассе 66 (Route 66), первой трансконтинентальной артерии страны и первому в мировой практике полноценному хайвею.
Get your kicks on Route 66
Имён (не названий!) у неё много - теплых и благодарных: Главная улица Америки, Дорога американской мечты. Матерью американских дорог, например, она стала с лёгкой руки писателя Джона Стейнбека, посвятившего ей свою книгу «Гроздья гнева» (в 1939 г.) и заодно объяснившего, при чём тут американская мечта. Роман, экранизированный через год после выхода, начинается такими словами: «Федеральная дорога 66 - это путь беглецов, путь тех, кто спасается от пыли и оскудевшей земли, от грохота тракторов и собственного обнищания, от медленного наступления пустыни на север, от сокрушительных ветров, дующих из Техаса, от наводнений, которые не только не обогащают землю, но крадут у неё последние силы. От всего этого люди бегут, и на Трассу 66 их выносят притоки боковых шоссе, узкие просёлки, изрезанные колеями дороги в полях. 66 - это главная трасса, это путь беглецов».
Главной улицей Америки дорогу называли, наверное, потому что благодаря ей впервые удалось соединить сотни разрозненных дорог местного назначения, потому что она стала неотъемлемой частью городов, сквозь которые проходила.
О ней говорили, писали, слагали стихи, как о живом существе. Во время путешествия по Route 66 Томми Дорси (известного в первой половине ХХ в. джазового музыканта), в его сердце родилась песня, мгновенно ставшая хитом, а её припев и название «Get your kicks on Route 66» - своеобразным символом магистрали. Эти слова можно было прочесть на бамперах машин, на придорожных вывесках и магазинах. В 60-х появился телесериал «Route 66», о том, как два друга отправляются на поиски приключений по легендарной дороге. Всё это привлекало к трассе внимание и вызывало жгучее желание хоть разочек на ней побывать.
Через 8 штатов
Первая в истории США трансамериканская магистраль была торжественно открыта в 1926 г., хотя полностью заасфальтировали её только через 10 лет. Начинаясь от озера Мичиган, дорога вилась и петляла через 8 штатов - Иллинойс, Миссури, Канзас, Оклахому, Техас, Нью-Мексико, Аризону, Калифорнию - и заканчивалась на Тихоокеанском побережье, соединив, таким образом, между собой два индустриальных гиганта - Чикаго и Лос-Анджелес. Её протяжённость составляла 2448 миль (около 4000 км). Шоссе на редкость органично сливалось с окружающей средой. Под него не спрямляли холмы, на прокладывали тоннели. Путешествие по дороге доставляло истинное удовольствие - удовольствие созерцать меняющиеся ландшафты, мелькающие мимо города, посёлки, фермы, плантации, долины, ущелья, нагорья, пустыни...
Когда создавалась Route 66, государственной программы строительства дорог ещё не было, и осуществить такую грандиозную задумку можно было только за счёт капитала частных лиц. Эти лица - предприниматели Крис Айвери и Джон Вудруф. К строительству подключились все 8 штатов, через которые она проходила, - каждый отвечал за свой отрезок. Федеральные власти помогали рабочей силой - дорожные бригады формировались из тысяч молодых безработных мужчин. Строительными работами руководил дорожный инженер Сайрас Айвери - тем самым он навсегда вписал своё имя в историю страны.
Кстати, именно он дал название своему детищу - Route 66. Слово переводится как дорога, путь, шоссе, магистраль. Но почему именно 66? По традиции или по законам Штатов, дорогам, параллельным экватору, присваиваются номера десятками (10, 20, 30 и т. д.), что не подходило новой трассе, так как она шла по диагонали, с северо-востока на юго-запад. Ну а к тому времени уже существовало 65 номеров дорог.
Похоронили заживо
Как сентиментально писали американские газеты, Route 66 пролегла через сердце Америки и через её историю, став синонимом надежды для огромного количества людей, отправлявшихся на Запад в поисках лучшей жизни. Во времена Великой депрессии 30-х годов более 200 тыс. разорившихся фермеров и уволенных с заводов рабочих перебрались по ней со Среднего Юга в Калифорнию. Знаменитые пыльные бури 40-х, превратившие в мёртвую зону огромные территории возделанных прерий Центральной Америки, породили ещё одну волну переселенцев в 210 тыс. сельских жителей.
Когда Америка вступила во Вторую мировую войну, по натруженному двухполосному шоссе нескончаемым потоком шла военная техника - в поддержку Тихоокеанского фронта. С окончанием войны поток двинулся в обратном направлении, развозя по домам демобилизованных военных.
Депрессия и война закончились. Страна переживала период бурного развития, для поддержания которого необходимы были качественные дороги. Много дорог. В конце 50-х Конгресс США большинством голосов одобрил государственную программу строительства прямолинейных, скоростных и безопасных магистралей с раздельными полосами движения. Президент США Эйзенхауэр подписал Interstate Highway Act - федеральный акт о транспортном сообщении между штатами. На необычайно дорогое строительство сети скоростных шоссе из бюджета страны было выделено 25 млрд долл. - по тем временам сумма колоссальная.
С воплощением в жизнь федерального плана закатилась звезда Трассы 66 - ностальгической красоте и романтике люди предпочли скорость и комфорт. Началась эра фривеев. Движение на 66-й постепенно начало сходить на нет, пока не замерло вовсе. По всей трассе были демонтированы придорожные щиты, на въездах поставили шлагбаумы - Мать дорог похоронили заживо. А за ней начали скоропостижно вымирать многочисленные бензоколонки, мотели, закусочные, магазинчики, аттракционы, что неминуемо привело к банкротству жителей городков и сёл, кормившихся за счёт трассы. Заколоченные окна и двери, покосившиеся таблички «For sale» - вот что стало обычной картиной для здешних, ещё недавно таких оживлённых мест.
Без одной шестёрки
В 1985 г. Route 66 была исключена из списка действующих автомобильных дорог страны. Старый хайвей отмирал по частям, разрушаясь за ненадобностью. Но было бы ошибкой думать, что американцы так безжалостно предали забвению дорогу своей мечты. Внутри страны возникло настоящее движение за реанимацию безвременно почившей Матери дорог. К нему с помощью Интернета присоединились миллионы из-за рубежа. Была создана общественная ассоциация, которая заставила губернаторов 8 штатов признать историческое значение Трассы 66 и принять соответствующие меры.
В 1990 г. Трассе 66 был присвоен ранг исторической достопримечательности, что решило её дальнейшую судьбу. Постановлением сената на приведение её в порядок были выделены федеральные средства - 10 млн долл. сроком на 10 лет. Восстановительные работы велись не только на самой дороге. На всем её протяжении установили знаки, сообщающие путнику, что он находится на историческом национальном хайвее. Отремонтировали, реконструировали и создали заново старые бензоколонки, магазинчики с антикварным хламом, открыли небольшие музеи, отсылающие посетителя в первую половину ХХ в. Одним словом, первая трансконтинентальная артерия страны превратилась в туристический аттракцион. Стоит упомянуть и ещё об одной славе Трассы 66 - мистической. Переселенцы привезли с собой из Старого Света предрассудки, суеверия, оказавшиеся особенно живучими в Восточной и Центральной Америке. Едва ли не в каждом штате найдутся свои легенды, связанные с духами и призраками. Есть они, причём в избытке, и у Трассы 66. Благо до сатанинского числа ей недостает всего одной шестёрки. Рассказывают, что призрак некогда погибшей на дороге девушки в белом раз в году, в день её кончины, подсаживается к одиноким путникам, а потом исчезает на полном ходу. Среди героев других легенд - сборщик душ, голосующий на ночной дороге; охваченный пламенем грузовик без водителя, внезапно возникающий на встречной полосе; индейский дух, посылающий на проезжую часть зверей и птиц; таинственный чёрный лимузин. Все они появляются в тех местах, где когда-то произошла авария, и будто стремятся спровоцировать новую беду.
Сегодня и само шоссе стало призраком - официально его не существует, по крайней мере, дорогу не найти на обычных картах США. Зато она занимает почётное место во всех путеводителях как символ Америки, «исторический маршрут». И туристы сполна отдают ему должное. Особой любовью трасса пользуется у американских байкеров. И сегодня на Трассе 66 снова идёт жизнь.
Смотрите также:
- «Вес счастья в нетто». Новый рассказ Сергея Тармашева только на AIF.RU →
- Столица чудной планеты или почему людей так тянет в Магадан →
- Мечта туарега. Куда едут народные автомобили Сахары? →