- «Локомотив» для меня - не просто клуб. Большая часть моей тренерской жизни связана с ним. Посчитать, так я четыре раза туда возвращался (впервые назначен главным тренером в 1996 г. (привёл клуб к золотым медалям чемпионата), последний раз - в 2013 г. В 2014 г. покинул пост с формулировкой «по состоянию здоровья». - Ред.). Даже если уходил в другие команды, всегда был где-то рядом, следил за судьбой своих ребят.
Тогда, в 2011-м, я в очередной раз оказался в Ярославле - предложили контракт с молодёжной командой «Локомотива». Согласился с удовольствием. Просто знаю, как работать с парнями этого возраста, понимаю их психологию. Среда была, мы с молодёжкой остались в Ярославле, а основная команда улетела на первую игру сезона КХЛ (Континентальной хоккейной лиги. - Ред.).
Вот вы меня сейчас спрашиваете: кто первый сказал, что самолёт рухнул? - а не могу ответить. Да, не верил я до последнего в это! Только уже, когда пошли официальные сообщения, понял: правда.
Юрку зачем взяли?
Сашу Галимова привезли в местную больницу с ожогами почти 90% тела. На следующий день его самолётом МЧС отправили в Москву, в НИИ им. Вишневского. Он на 5 дней остальных пережил. Я вот думаю, что неслучайно он эти 5 дней продержался. Здоровье было просто богатырское! От родителей досталось. Я их знаю - ярославские они. Честный такой был парень, не подлый. Если уж дрался - всегда в открытую, ничего исподтишка не делал. Когда таких теряешь… Надеялись на чудо, но мне тогда один известный врач сказал: кто бы что ни говорил, но если ожогами повреждены внутренние органы, то выжить нереально.
Ты видишь в записной книжке номер телефона человека, которому уже никогда не сможешь позвонить… И таких номеров у меня десятки. Тренеры Королёв (41 год) и Карповцев (41 год). Врач Андрей Зимин (49 лет), массажист Саша Беляев (48 лет) - бок об бок со мной трудились - не только в «Локомотиве», но и когда молодёжную сборную России тренировал. Мы тогда с ними чемпионами мира стали. Игроки...
Я считаю, что это блестящая команда, одна из лучших была. Команда на много лет - идеальный сплав молодости и опыта. Галимов (26 лет), Калянин (23 года), Чурилов (24 года) уже играли за сборную России. Чех Вашичек (30 лет) чемпионом мира был. Словак Демитра (36 лет) на трёх Олимпиадах играл. Васюнов Саша (23 года) - местный, ярославский, из Америки, из НХЛ, вернулся, чтобы играть в родном клубе. Миша Баландин (31 год) - воспитанник мой. Тоже вернулся из Москвы, из «Динамо» Знарка. У него в Ярославле семья, учебный год начинался, хотел сам дочь в школу водить.
Ткаченко Ваня (31 год). У него жена беременная была, сын родился через 4 месяца после катастрофы. Я тоже, как и остальные, лишь после смерти Ивана узнал, что он деньги перечислял детям с тяжёлыми заболеваниями (спас более 10 жизней, анонимно переводил платежи, последний раз сделал это за 15 минут до того, как сесть в самолёт. - Ред.). Но, наверное, так и должно быть. Когда помогают бескорыстно, об этом не говорят. Добро делается в тишине. А если о нём трубишь на каждом углу - это уже не добро.
Тяжело мне всё это говорить... В «Яке» мог оказаться и мой старший сын (Илья Воробьёв после завершения карьеры игрока стал тренером. - Ред.). Незадолго до начала сезона мне позвонило руководство: «Пётр, ты не против, если возьмём работать твоего Илью с командой в КХЛ?» Я сказал: «Буду только рад». Но в самый последний момент почему-то передумали и вместо Ильи взяли Королёва. Он и полетел на матч в Минск. Вот так. Там вообще... парень был Юрка (Урычев, 20 лет). У него рука была сломана, он играть не мог. Какой был смысл везти его на матч с «Динамо»? Но всё равно взяли. И он погиб.
Где он сидел...
Что такое раздевалка? Это хоккейный дом. У каждого своё место. Много личного - запасные коньки, форма, талисманы, фотографии... Ребят когда хоронили, родственники стали съезжаться - наши, иностранцы. Просили: дайте посмотреть, где ОН (брат, муж, сын) сидел. Искали любую вещь, которая осталась. Мелочь какая-то, просто тюбик, может, - главное, чтобы ЕГО. Вот в этой раздевалке, где победам радовались, разборки устраивали, поселилось горе - одно на всех.
Поэтому и новый «Локомотив» появился не сразу. Ведь были разговоры: давайте быстро соберём команду и заявим её в КХЛ - из молодёжи, той, с которой я работал, плюс пригласим игроков из других городов. Многие настаивали, требовали. Пытались склонить руководство, со мной беседовали: «Ты готов, Пётр Ильич, возглавить?» Но Юрий Николаевич (Яковлев, президент клуба. - Ред.) сказал: «Нет». Это было единственное на тот момент правильное решение. Иначе как? Выходит, мы бы на могилах новый клуб строили?! Ребята ведь только-только… Место ещё не остыло, а мы уже лезем на него. И вот первый год после трагедии в эту раздевалку вообще никого не пускали. Мы с молодёжью использовали другую... На лёд вышли только через 3 месяца - команда, которую заново собрали, стала играть в ВХЛ (Высшая хоккейная лига, стоящая уровнем ниже КХЛ. - Ред.). Первый матч выиграли 5:1. Вернулись в КХЛ только через сезон. И только тогда снова открыли основную раздевалку.
Органы почти сразу сообщили, что причиной катастрофы стали ошибочные действия пилотов (либо командир, либо второй пилот непроизвольно нажал на тормозные педали во время разбега. - Ред.). А судебное разбирательство продолжается до сих пор (в сентябре вынесут приговор главному обвиняемому - экс-замдиректора «Як Сервиса» Вадиму Тимофееву. По версии следствия, были нарушены правила безопасности при допуске экипажа к полёту. - Ред.). Видимо, что-то нечисто там. Может, скрывают что? Нельзя же четыре года копать просто так! Только знаете… Это для суда прокурорские и адвокатские отчёты, свидетельские показания. А для близких и родных это открытая рана. Как для отца Сергея Остапчука (21 год), который работал у нас, коньки точил. Он ведь так и продолжал после сентября 2011-го ходить в ледовый дворец, где его сын больше никогда не заиграет.
И иногда покажется, время идёт, стали забывать. Но нет. Я в паспортный стол зашёл, в годовщину. Женщина незнакомая сидит, говорю: «День такой страшный сегодня, большая трагедия произошла». А она мне: «Да... Вечная память этим ребятам».