Надуманная толерантность и отсутствие роста. Как уничтожается футбол в РФ

Игроки сборной России Сергей Игнашевич, Артем Дзюба и Василий Березуцкий (слева направо) © / РИА Новости

На вопросы читателей «АиФ» попытался ответить Деннис Лахтер - футбольный агент, не связанный корпоративными обязатель­ствами с россий­ским спортивным цехом. Вопросов стало меньше, но ненамного.
Досье
Деннис Лахтер. Футбольный агент с 23-летним стажем (запомнился трансферами Аршавина в лондонский «Арсенал»). Живёт в Израиле.
   
   

- А точно ли Капелло - это топовый тренер? Имело ли смысл заключать с ним контракт аж до 2018 г.? 

- Когда Капелло ещё только пристраивали в сборную, я говорил, что итальянец - больше бренд, чем класс. За два года работы он не сделал ничего, что могло бы меня переубедить. Капелло - всё что угодно, только не топовый тренер. Хотя бы потому, что он работает не с топовой, а с посредственной командой, которая сейчас находится в третьем десятке мирового рейтинга. Посмотрите рейтинги ФИФА: Россия даже ниже Украины, которой на чемпионате мира не было. Не говоря уже про Чили и Коста-Рику. Это же о чём-то говорит. Что можно здесь возразить? Топовость не определяется размером зарплаты, которую мы ему дали (8,4 млн евро в год, по утверждению британских СМИ. - Ред.). Для уважающего себя тренера деньги не могут стать решающим фактором при трудо­устройстве. Учитывая возраст Капелло (68 лет. - Ред.), Россия - похоже, его последнее место работы. Контракт до 2­018-го, доходы, не имеющие аналогов, - партия у Фабио удалась. Капелло - это такой некогда модный диджей, который в городе уже не канает, а в деревне ещё да.  

А болельщик не идёт смотреть на сборную, потому что до сих пор не очухался от того убогого футбола, который увидел на чемпионате мира. Это обыкновенное голосование ногами. Кроме того, большинство всё-таки тешило себя иллюзиями, что Капелло двинут, а он остался. 

- Российский футболист - продукт внутреннего по­требления? Попадая в непривычную среду, он непременно сдуется? Как сдулся Аршавин в Англии...

- Футболисты во всём мире - и в Монголии, и в Англии, и в России - очень схожи. В манере одеваться, в манере изъясняться и т. д. Отличаются они лишь своим профессиональным отношением к делу. Это разный уровень самоуважения, стремления поддерживать свой созданный годами и трудом имидж.  

Наши «англичане» - Аршавин, Жирков, Павлюченко, Билялетдинов... Помните, как у них всё здорово начиналось? Только заканчивалось быстро. Это как добиться женщины: долгие ухаживания, а когда всё случилось - интерес пропал. Они так хотели в Англию, а выяснилось, что там нужно доказывать свою состоятельность не раз в неделю, а три. Просто оказались не готовы ни к конкуренции, ни к тяжелейшему труду, ни к запредельным скоростям. А тут манит Россия, здесь всё проще. Я до сих пор пытаюсь понять про того же Юру Жиркова. Вот ты играешь в «Челси», на позиции, где одному твоему конкуренту - 34 года, другому - 35. А ты берёшь и уходишь в «Анжи». Как смотреть на себя после этого в зеркало, понимая, что променял английскую премьер-лигу на Махачкалу?! Ведь «Челси» выигрывает Лигу чемпионов, а ты - одним местом в луже. В клубе, который просто перестал существовать в том формате, куда тебя звали (владелец «Анжи» Керимов сократил финансирование клуба. - Ред.). Вот эта карикатура с Жирковым - она настолько отражает уровень менталитета, что добавить нечего.

   
   

- И всё-таки... Что не так с нашими футболистами?

- Ты смотришь, вроде есть футболисты, которые по уровню своего понимания игры, мастерства дают некую надежду. Это такая первая фаза, когда ракета только уходит с ­космодрома - впечатляющее, яркое зрелище, мощность. Кажется, что этот взлёт будет вечным. Но потом отделяется ракетоноситель - и это уже неуправляемая хрень, которая направляется неизвестно куда. Примеров множество.

Все говорят сейчас о Кокорине. Встречался с Александром, когда до конца его контракта с «Динамо» оставалось 8 месяцев. Были варианты с Европой. Конечно, никто бы ему не дал на Западе 5 млн евро, как здесь. Нет сегодня российского футболиста, который может претендовать на такую зарплату в европейском клубе. В общем, он мог выбирать между футбольным развитием и деньгами. Выбрал второе. И, думаю, через год мы про Кокорина забудем. Потому что цель одна - некое финансовое благополучие. Она уже достигнута. Вижу, что Саше Кокорину всё тяжелее находить мотивацию и работать «через не могу». Последние матчи, как за сборную, так и за клуб, - лишнее тому подтверждение. Критика Кокорина в СМИ - редкость. Вот и тренер Черчесов в «Динамо» говорит: «Как можно критиковать Кокорина?! Сколько у нас Кокориных?!» И это Черчесов - человек, который знает, что такое сборная СССР и «Спартак» с запредельной конкуренцией... Эта неадекватная оценка качества игры футболиста со стороны тренера и надуманная толерантность лишь убеждают игрока в том, что он в полном порядке. Ведь наставника всё устраивает.

Другое дело, что мы так возвышаем Кокорина, потому что в атаке вообще ничего нет. Есть остатки Кержакова, Дзюба, который пока вроде как на подъёме. И Кокорин. Кроме того, у нас же до недавнего времени фигурировал Смолов (экс-игрок «Анжи», сейчас выступает в ФК «Урал». - Ред.), которого регулярно вызывали в сборную. Это форвард, который не мог забить в течение 370 дней.

Я родился тогда, когда спорт на уровне сборной отождествлялся именно с непридуманным патриотизмом, гордостью. Сегодня ничего этого нет. Слёз Родниной на пьедестале  нет. Слёз хоккеистов, которые их не стыдились, нет. К сожалению, у нынешнего поколения уровень «простоты» восприятия жизни, завязанный на материальных благах, запределен. Я сам не аскет, живущий в Тибете, но должны же быть какие-то вещи кроме бесконечного потребления брендов, гламура и прожигания времени в соцсетях. Отсут­ствие конкуренции, понимание собственной незаменимости и дифирамбы, посылаемые в твой адрес, - всё это просто не даёт возможности развиваться как личности, тормозит профессиональный рост.

- Россий­ский футбол вроде бы купается в день­гах. При этом мы слышим, что у РФС огромные долги, даже на зар­плату Капелло не хватает. Это как?

- Это не нехватка денег, а пере­избыток внутренних дрязг. Там же, на футбольной верхушке, постоянная борьба - тот человек возглавил РФС, не тот. Людям всё равно, что будет с делом, за которое они отвечают. Там работают личные амбиции, обиды, неприязни. Прекрасно понимаю, что Толстых не мог просто так стать президентом РФС. Помню, как «уходили» Колоскова. Просто щёлкнули - и всё: Колосков перестал быть настоящим президентом РФС, а стал почётным. Просто так там не бывает. Такое назначение имеет политический характер. Вот только удивительна эта ничем не прикрытая неприязнь Мутко и Толстых. То есть либо изначально создана конфронтация, подразумевающая, чтобы ни тот, ни другой не расслаблялись, либо это срежиссированная по­становка - люди «гоняют театр», а мы голову ломаем: что там на самом деле не поделили министр спорта и глава РФС? Мы можем только догадываться, какие события в футболе и последующая реакция общества приносят политические дивиденды. 

Реплика

«Я и сам многого не понимаю, притом что материю знаю изнутри. Ведь футбол - это моя работа...»

...Не понимаю, почему поощряется то, что происходит. С тем же лимитом на легионеров… Неужели вы думаете, что вопрос нельзя решить так, чтобы это пошло на пользу футболу? Можно, конечно. Но разве из своей футбольной академии утащишь? Как украдёшь на своём воспитаннике? Никак. А вот привезти бразильца с Копакабаны или отыгранного европейца, стоящих рубль, и объявить, что их цена - 50... Это просто. 

...Не понимаю, почему тренер Пупкин с лицензией, не замешанный ни в скандалах, ни во взятках, работу не получает. Зато те, кого постоянно бьют по рукам, трудоустраиваются. И ведь известно, как они работают: про махинации с зарплатами игроков, про откаты... Казалось бы, этих тренеров надо закопать, вбить осиновый кол. Но нет. Они всплывают то тут, то там.

...Не понимаю, откуда столько шушеры в среде управленцев. Они же годами там сидят. Эти комитеты по чистоте футбола и прочей белиберде... Они зачем? Рассказывать о том, что договорные матчи не ловятся? Да ловятся легко. Просто не хотят ловить, потому что это кого-то устраивает. 

Мы скатываемся всё ниже и ниже. Впечатление, что наш футбол целенаправленно убивают. 

Когда Россия получила право на проведение чемпионата мира-2018, у меня были какие-то иллюзии. Вау! В кои-то веки нас прорубит, такой турнир! Но, оказывается, даже это событие - не повод для того, чтобы кто-то хотя бы на время изменил modus operandi (в переводе с лат. «образ действия»). Для них это ещё одна возможность нагреть руки. В гробу карманов нет... Но некоторые считают иначе. Искренне жаль, что мы в очередной раз, подобно барону Мюнхгаузену, упускаем возможность вытащить себя из болота за волосы.