Создатель проекта «Сердитый гражданин» Дмитрий Кох рассказал Aif.ru, почему люди начали активно жаловаться чиновникам на проблемы во дворах, домах, на улицах через интернет, что можно решить с помощью специальных интернет-сервисов и на что пользователи жалуются чаще всего.
Идея пришла из личного жизненного опыта. У меня во дворе на детской площадке начали строить газовую подстанцию, без согласия жильцов, с нарушением санитарных норм и норм безопасности. Для решения этой проблемы правление и жильцы дома писали жалобы и депутатам, и в мэрию, и в префектуру, и даже президенту. Чтобы составить и подать все эти документы, пришлось отстоять в очередях и потратить очень много нервов, времени и сил. Вот мы с единомышленниками и решили создать сервис, чтобы упростить жизнь себе и другим.
Чем «Сердитый гражданин» отличается от похожих проектов – Gorod.mos.ru, Roszkh.ru и других?
Для пользователей здесь есть возможность заявить о существующей проблеме («выпустить пар»), получить бесплатную юридическую и информационную поддержку, и, самое главное — вступить в открытый диалог с ответственными за решение органами и организациями. У нас такая миссия — собрать на одной интернет-площадке не только недовольных граждан, но и тех, кто отвечает за решение различных проблем.
Например, вы обнаружили протечку крыши. Чтобы ее починили, нужно всего лишь заполнить форму на сайте и нажать кнопку «Отправить», заявление автоматически уйдет в личный кабинет ответственного сотрудника Государственной жилищной инспекции. Мы — федеральный портал, любой житель нашей страны может с нашей помощью решить любую проблему, и не только в сфере ЖКХ. Скоро на сайте можно будет не только сообщать о проблемах, но и оставить отзыв о своей управляющей компании или о магазине во дворе дома.
В последнее время появилось много проектов, в том числе государственных, с помощью которых можно влиять на ремонт детских площадок, дорог, бороться с незаконными парковками и т.д. С чем связана такая активность людей именно сейчас?
Раньше все мы ждали, что кто-то сделает все за нас, и ожидания не всегда оправдывались. Ругать власть — это же практически национальный вид спорта. Сегодня граждане устали ждать и решили работать с властью сообща, и с каждым годом уровень общественного сознания растет. Инструментарий для открытого взаимодействия предоставляют как госорганы (система Открытого Правительства), так и гражданские организации, такие как «Сердитый гражданин». А цель у всех общая — повышение качества жизни.
В основе «гражданских» сервисов лежит возможность рассказать о своей проблеме или, если говорить уж совсем честно, пожаловаться. Не стимулирует ли это людей критично относиться ко всему, что вокруг них? Представим себе активного пользователя таких сервисов — он ходит по городу, фотографирует свалки, грязь в подъезде, жалуется на шумных соседей, на почту, на гаишников и т.д.
Чтобы действовать эффективно, даже самым правильным чиновникам и органам власти необходимо давление со стороны гражданского общества, – это основа демократии. Но в России гражданское общество развито слабо, для сравнения, в Америке 2/3 населения состоит в различных общественных организациях. Власть иногда действительно может не догадываться о существующей проблеме, или знать, но ничего не предпринимать, пока этого не заметит кто-то еще и не поступит официальное обращение. Для чиновника есть проблемы посущественней, чем небольшая яма во дворе, а для мамы с коляской – это ежедневная беда.
Но если разобраться, подобных нарушений быть не должно – за это мы и платим налоги. Каждая яма – это чьи-то украденные деньги. И поэтому относиться критически к тому, что нас окружает – правильно. «Сердитый гражданин» не просто «спамит» чиновников бессмысленными обращениями, а направляет их напрямую ответственным лицам. Например, москвичка Наталья Розина решила уже больше 150 проблем в своем районе. Разве это плохо?
Чего чаще всего хотят люди, когда обращаются в такие сервисы? Какие вещи их расстраивают больше всего?
В России по теме благоустройства лидирует вопрос с ямами на дорогах. Далее по списку идут спам по СМС, задержка и утеря посылок и шумные соседи. Также поступает много жалоб на стройки – шумно, долго или вовсе незаконно. В Москве многие жалуются на брошенные машины, отсутствие парковочных мест и их захват.
Какие проблемы легче всего решаются? Какие решить практически невозможно?
Легко решаемы проблемы со светофорами и ямами на дорогах. Сложности возникают, например, со спамом по смс из-за отсутствия законодательного регулирования. Однако на днях мы обсуждали внесение изменений в Федеральный закон «О связи» на круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Процесс обещают упростить, и с 1 мая 2014 года в случае жалобы гражданина на спам-рассылку номер будут сразу же блокировать.
Проблемы, о которых говорят люди, в итоге чаще всего уходят на решение чиновникам, особенно в государственных интернет-сервисах. Так как это процесс новый, пока действительно все быстро решается, площадки детские ремонтируют, крыши чинят. Но если популярность этих сайтов будет расти и обращаться туда будет едва не каждый пользователь интернета, выдержат ли чиновники? Будут ли они реагировать так же оперативно?
Существует закон ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которому чиновники обязаны отвечать на заявления. И в этом случае граждан не должно волновать, сколько обращений поступает, и есть ли у власти ресурсы для оперативного ответа. Закон есть закон.
Но у нас и для этой проблемы найдется решение. Для госструктур и организаций мы разработали систему «Довольный гражданин», которая позволяет открыто работать с обращениями граждан, поступающих через наш сайт и сразу маршрутизировать их по ответственным сотрудникам, сокращая время и усилия на их обработку. С помощью такой системы мы решаем свою основную задачу — максимально упростить подачу жалоб и сократить дистанцию между гражданами и государством, клиентами и коммерческими компаниями.
Смотрите также:
- Филькина грамота. Купить в обход закона можно почти любые справки? →
- Виктория Никитина: Как чиновники дурят народ в интернете →
- Андрей Никитин: Еще не вече. Электронное… →