Узнать и обезвредить. Как избавиться от телефонных мошенников

По статистике, ежесекундно 94 абонента получают телефонный звонок от мошенников. За сутки цифра превышает 8 миллионов! Аферисты выманивают деньги под разными предлогами, причем теперь в ходу появились новые схемы, о которых рассказали эксперты Aif.ru.

   
   

Пугают и заманивают

Самая частая история — когда мошенник представляется работником банка или же сотрудником правоохранительных органов. Хотя об этом не раз писали в СМИ, люди разных возрастов продолжают «клевать» на эту удочку.

«За юридической помощью постоянно обращаются люди, которых „развели“ по телефону, — говорит юрист-практик Алексей Бабин. — Одни теряют сотни рублей, другие — миллионы, причем не только свои накопления, но и набранные в страхе кредиты. Причем не стоит думать, что попадаются только беззащитные пенсионеры. Одинаково рискует и „продвинутая“ молодежь, и люди с учеными степенями, и успешные бизнесмены, и даже дети. Поэтому правила кибербезопасности и финансовой грамотности одинаково нужны всем».

Одной из новых схем стало предложение абонентам скидок на услуги ЖКХ. Чтобы ею воспользоваться, человека по телефону просят назвать номер СНИЛС. А затем перезванивает «полицейский», который утверждает, что до этого звонили мошенники. Теперь деньги гражданина в опасности: нужно перевести их на специальный счет, а также взять максимальный кредит, чтобы больше никто не смог одобрить его на имя абонента.

Вторая набирающая обороты схема состоит в том, чтобы предложить человеку талончик на прием в Пенсионный фонд. Для подтверждения просят назвать пришедшие в СМС коды, после чего злоумышленники получают доступ к телефону и банковским счетам гражданина.

Фильтруй звонки

Очень часто преступники маскируются под операторов сотовой связи — например, предлагают срочно продлить абонентский договор. Выманивая данные для входа в личный кабинет и получая доступ через телефон к банковским счетам, мошенники переводят деньги на свои счета.

Чтобы не допускать подобного, телеком-операторы действуют сразу по нескольким фронтам. Во-первых, развивают антифрод-системы, которые помогают отличить подозрительные звонки от безопасных. Только за 7 месяцев 2024 года заблокировано свыше 73 млн мошеннических вызовов, от преступников защищено 6,5 млн клиентов.

   
   

Во-вторых, встал вопрос: как сделать, чтобы человек точно понимал, кто ему звонит? В билайне этот вопрос решили с помощью сервиса «Этикетка». Вместе с абонентским номером на экране пользователя высвечивается дополнительная информация о звонящем. Так что теперь легко отличить настоящий звонок от поддельного.

«Все звонки службы поддержки идут с „Этикеткой“. Когда наши операторы звонят клиентам, на экране телефона высвечивается короткий номер 0611 и название мобильного оператора. Если вы такого не увидели, но звонящий утверждает, что он наш сотрудник, можно с уверенностью говорить о том, что это мошенники», — говорит директор по обслуживанию клиентов розничного бизнеса ПАО «ВымпелКом» Дмитрий Чернов.

Защитить самых близких

Не все звонки могут быть вредоносными, но постоянный телефонный спам все равно действует на нервы и отнимает время. Большинство телеком-операторов предлагает услуги виртуальных помощников. Это, по сути, личный секретарь, который может предупредить о спаме, выяснить цель звонка. Запись разговора потом появляется в мобильном приложении либо в Telegram-боте. Это решение работает даже на кнопочных телефонах.

Чтобы мошенники не добрались до детей или пожилых родственников, можно подключиться к специальным сервисам, позволяющим делиться с близкими геолокацией. С помощью мобильного приложения легко увидеть, дошел ли до школы ребенок, добралась ли из поликлиники до дома пожилая мама, а также отправить сигнал SOS. На случай, если родственник поставил телефон на беззвучный режим, можно дистанционно подать ему громкий сигнал.

Нередко злоумышленники взламывают банковские приложения через замену SIM-карты человека. Операторы сотовой связи научились предотвращать и это. Как только мошенник попытается заменить SIM-карту, например через поддельные документы, абонент тут же получит на электронную почту одноразовый код. Без него замена карты невозможна.

В Сети есть много примеров, когда мошенники взламывали аккаунты абонентов, подделывали их голоса с помощью ИИ, а затем обманом выманивали у людей деньги. Одно из правил кибербезопасности — оставлять данные только в хорошо защищенном месте. Так, «Облако билайн» позволяет безопасно хранить документы, видео, фото и другие файлы. Можно дать доступ к сервису своим близким, чтобы сообща пользоваться папками с сохраненными файлами, а раздел «Документы» снабжен дополнительным паролем.

С июня этого года оператор запустил Группу быстрого реагирования. Если человек оказался под воздействием злоумышленников, то в Группе быстрого реагирования ему будут помогать не боты, а реальные сотрудники поддержки оператора. Нужно просто позвонить 0611 или написать в чате мобильного приложения.

Если все-таки попался...

Юрист Алексей Бабин напоминает: лучше не взять трубку с незнакомого номера или же перезвонить по официальному номеру банка либо госоргана, чем остаться без денег. Но аферисты бывают очень убедительны. Если избежать мошенничества все-таки не удалось, нужно помнить, что в некоторых случаях бывает возможно оперативно отозвать платеж. Чем быстрее абонент сообщит в свой банк о том, что перевод был сделан ошибочно под влиянием мошенников, тем выше шанс отменить транзакцию. Затем нужно обратиться в полицию и написать заявление о мошенничестве.

Поймать за руку киберпреступника крайне сложно, поэтому число обманутых сильно выше, чем количество раскрытых эпизодов. Лучше перестраховаться и использовать все доступные технические средства, чтобы быть спокойным за себя и своих близких.

Деньги вернут?

С 25 июля 2024 г. вступят в силу поправки в Федеральный закон «О национальной платежной системе». Они обязывают банки проверять подозрительные транзакции и приостанавливать явно мошеннические операции между счетами физлиц, даже если имеется согласие клиента. Кредитные организации смогут замораживать такие операции на два дня. За это время клиент обычно осознает, что деньги перечисляются мошеннику. Если средства все же переведут, клиенту возместят сумму операции, о которой он не знал и которую совершили без его добровольного согласия.

«В некоторых случаях банк отправителя должен будет вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения заявления от клиента, — говорит адвокат Анна Аржанникова. — Например, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России либо же если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода, который был совершен без согласия клиента. Еще один случай, когда банк должен вернуть деньги, — если клиент своевременно уведомил банк, что потерял карту или ею воспользовались без его согласия».

Несмотря на то, что базой данных, где были собраны основные «мошеннических операции», банки располагали и ранее, серьезной финансовой ответственности за осуществление сомнительного перевода они не несли, новые изменения позволят повысить качество работы банка в сфере защиты средств клиента.