Обоюдоострое оружие. Как обедненный уран бьет по чужим и своим

Когда англичане говорят о поставке на Украину снарядов с обедненным ураном — это акт изощренного цинизма. В Туманном Альбионе прекрасно знают, чем он опасен. Эту тему там хорошо изучили еще в начале 2000-х.

   
   

В 2001 году в Великобритании был громкий скандал. Минобороны утаило от участников войны в Персидском заливе, что они подвергались большой опасности из-за снарядов с изотопом урана-238 — это и есть обедненный уран. Оказалось, они «бьют» не только по врагам, но и по своим.

Бьют по своим и чужим

В прессу попал внутренний документ Министерства обороны от 1997 года, подготовленный по горячим следам войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах, в котором активно использовались снаряды с обедненным ураном. Вот несколько цитат из него:

«Вдыхание урановой пыли несет в себе долгосрочный риск для здоровья. Было показано, что пыль увеличивает риск развития рака легких, лимфатической системы и мозга».

«Вдыхание пыли нерастворимого диоксида урана приведет к его накоплению в легких с очень медленным выведением — если оно вообще происходит. Хотя химическая токсичность низка, возможно локализованное радиационное поражение легких, приводящее к раку. Поэтому пыль соединения урана опасна».

Тогда еще даже не знали, выводится уран из организма или нет. Сейчас уже ясно, что он сохраняется десятилетиями и выводится по чуть-чуть. Научные исследования показали, что ветераны «Бури в пустыне» до сих пор ходят в туалет обедненным ураном. Он постепенно выходит с мочой, но сохраняется в легких, костях, почках и печени.

Английские ученые заявили...

Все это изучено на военных, применяющих такие боеприпасы. И это понятно, ведь британцев интересовали в первую очередь свои солдаты, а на противника и гражданское население они практически не обращали внимания.

   
   

Точно так же ведут себя исследователи из США, Канады и других стран, участвовавших в войне в заливе. У них есть много научных работ по здоровью ветеранов «урановых» войн, но мало о гражданских жертвах Ирака и бывшей Югославии. В большом обзоре по заболеваемости в Ираке ученые даже отмечают: «По сравнению с ветеранами иракскому населению уделялось мало внимания в научной литературе по обедненному урану, отчасти из-за политизации таких исследований». Но тем не менее такие работы есть.

В Багдаде все неспокойно

В 2021 году в британском журнале BMJ Global Health был опубликован обзор всех исследований по этой теме в Ираке. Большинство статей показали связь между влиянием урана и неблагоприятными последствиями для населения. Авторы должны были признать: «Имеющиеся данные предполагают возможную связь между воздействием обедненного урана и неблагоприятными последствиями для здоровья населения Ирака». Это касалось врожденных дефектов у малышей и некоторых видов рака.

Особенно яркими были данные о детях, родившихся с различными пороками. В тех регионах, где более активно применяли снаряды с обедненным ураном, отмечался их существенный рост. Например, так было в окрестностях Мосула. Многие, наверное, помнят, что вокруг этого города были активные бои. А к 2003 году число врожденных пороков в роддомах Басры выросло в целых 17 раз: до 23 случаев на тысячу родов по сравнению с 1,37 случая в 1994-м.

Это подтверждает теорию о том, что в загрязненной ураном местности вред для здоровья только увеличивается со временем. Уран распределяется в почве, попадает в воду и оказывает регулярное хроническое воздействие на жителей. В результате гражданскому населению наносится больший вред, чем военным, получившим, может быть, и значительную дозу урана-238, но в короткий период боевых действий. Есть и объяснение тому факту, что уран может поражать развивающийся плод. Вещество попадает к нему от матери, проникая через плаценту.

Но увеличение числа врожденных пороков отмечали и на Западе. Например, в округе Сокорро (штат Нью-Мексико, США) с конца 1970-х годов стали чаще рождаться дети с врожденными уродствами, включая тяжелую гидроцефалию. Причиной оказался полигон, на котором испытывали снаряды с обедненным ураном. Больные дети появлялись на территории, расположенной с подветренной стороны от полигона.

Есть немало данных и о том, что у ветеранов «урановых» войн чаще рождаются дети с пороками. Это связано уже с генетическими мутациями спермы у отцов.

Косово на крови

А два года назад в независимом и очень авторитетном научном журнале PLoS One было опубликовано исследование по Косово, где в 1998-99 годах было израсходовано около 31 тысячи снарядов с обедненным ураном. Отсюда давно исходила информация о резком росте случаев рака крови. Но многие западные ученые под разными предлогами подвергали это сомнению. В 2001 году даже Всемирная организация здравоохранения заявила, что данные из Косово неубедительны.

В новой работе оценили заболеваемость раком крови за последние 20 лет, сравнив ее с довоенной статистикой. Было проанализировано 1798 новых пациентов с лейкемией, лимфомой Ходжкина, неходжкинской лимфомой и множественной миеломой. Оказалось, что в 2000-2003 годах, то есть через 2-5 лет после войны, число таких диагнозов выросло на 9,51%, а в 2012-2015 годах (через 14-17 лет) — уже на целых 82%. 

Учитывая, что злокачественные болезни развиваются долго, цифры очень красноречивы. Кроме того, было выявлено, что наиболее часто эти болезни развивались именно в тех регионах Косово, где снаряды с ураном использовались наиболее массово.

Излучение несильное, но рак вызовет

После предупреждения Владимира Путина по поводу обедненного урана западные политики стали заявлять, что он безопасен. Например, контр-адмирал Военно-морских сил США Джон Кирби с пеной у рта заявил, что такой уран «не является радиоактивной угрозой». Это не совсем так.

Действительно, он излучает альфа-лучи, практически не проникающие в организм. Но когда вдыхаются частицы пыли с ураном, то, оседая в легких, они своим излучением способствуют развитию рака (этого не отрицает никто), а попадая в кровь, разносятся по всему организму, в том числе и в почки, вызывая их повреждение. Как это делают кадмий и свинец — уран тоже является тяжелым металлом, поражающим почки. Это токсичное действие обедненного урана нельзя сбрасывать со счетов. Например, об этом прямо говорится в документах МАГАТЭ: основная опасность урана-238— химическая, а не радиоактивная.

«Синдром войны в Персидском заливе»

Было показано в исследованиях, что он вызывает окислительный стресс, разрывает нити ДНК, изменяет активность генов — все это приводит к неблагоприятным последствиям во всем организме. Именно поэтому уран связывают с «синдромом войны в Персидском заливе».

Это сложное прогрессирующее заболевание, поражающее многие органы и приводящее к инвалидности. Для него типичны прогрессирующие слабость, быстрая утомляемость, боли в мышцах, суставах, голове, нервно-психические расстройства, апатия, потеря памяти, спутанность сознания, проблемы со зрением, изменения походки, поражение лимфоузлов, нарушения дыхания, импотенция, поражение почек и мочевыводящих путей.

Но западные ученые, вовлеченные в медицинские и исследовательские структуры, связанные с военными и силовыми ведомствами, это отрицают. Они вообще регулярно публикуют статьи и доклады о безопасности урана-238. С их точки зрения он безвреден. Но это не столько наука, сколько политика и экономика. Ведь признание опасности обедненного урана приведет не только к потере лица англосаксов, но и к огромным тратам на выплаты за ущерб здоровью ветеранам «урановых» войн, а потом — и их гражданским жертвам.