Обезопасить автобусы. Без лицензий в перевозках проблем стало больше

Автобус должен быть исправен. © / Руслан Кривобок / РИА Новости

Спят за рулём

По данным статистики аварийности за 9 месяцев 2017 г. по вине водителей автобусов произошло свыше 3,9 тыс. ДТП, в которых погибли 200 человек и более 6 тыс. получили ранения. Только за июнь и июль жертвами ДТП стали 72 человека. Например, 11 июня на автодороге «Байкал» в ДТП с пассажирским автобусом погибли 13 человек. Страшная авария, унёсшая жизни 14 человек, произошла в июле в Татарстане: пассажир­ский автобус Самара - Ижевск в час ночи столкнулся с грузовым «КамАЗом», который тащил на сцепке автомобиль MAN. Из 29 пассажиров автобуса 14 погибли, 14 получили травмы. Среди погибших есть дети. Недавно в Краснодарском крае произошло страшное ДТП, в котором погибли 6 человек и более 20 по­страдали. Пассажирский автобус, перевозивший паломников из Абхазии в Нижний Новгород, столкнулся с грузовиком, гружённым гравием. По предварительным данным, водитель автобуса уснул за рулём. 

   
   

Владимир Путин по итогам совещания с членами правительства, которое состоялось 19 июля, поручил проработать вопрос об использовании водителями пассажирских автобусов средств, предотвращающих потерю внимания и концентрации. Президент рассказал, что видел подобные приспособления на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге. Речь идёт о системе, состоящей из нейрокепки и датчика, который крепится на запястье водителя. Безусловно, удовольствие это недешёвое, тем более для отечественных перевозчиков, которые норовят сэкономить даже на безопасности.

Фактом участившихся случаев несоблюдения водителями режимов труда и отдыха особенно обеспокоены в Госавтоинспекции. Недавно по всей стране прошли профилактические рейды, итоги которых вызывают серьёзные опасения. Например, в Астрахани выявили 828 нарушений ПДД, 29 из которых - эксплуатация автобусов без тахографа (устройство для контроля режима труда и отдыха водителя). В Красноярске также нашли «частников», организующих незаконные пассажирские перевозки. Брянские полицейские поймали 116 маршрутчиков-нарушителей. Из них 11 водителей управляли автомобилем при наличии неисправностей. За неделю в Оренбурге оштрафованы 329 водителей пассажирского транспорта. 

Бдительные пассажиры

«Так, по итогам 9 месяцев текущего года за нарушения режимов труда и отдыха нами было вынесено практически 20 тыс. административных материалов, что в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. И это не предел. Однако я бы не стал связывать рост аварийности только с этой причиной. Факторов множество: от грубых нарушений правил пассажир­ских перевозок транспортными компаниями до равнодушия самих пассажиров к безопасности поездки», - считает замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин

В экспертном центре «Движение без опасности» недавно провели исследование, результаты которого вызывают удивление. «Несмотря на высокую аварийность на пассажирском транспорте и резонансные ДТП, 71% российских граждан считают междугородные автобусы безопасным видом транспорта. Лишь 43% опрошенных откажутся от поездки на междугородном автобусе, если увидят за рулём водителя, не внушающего доверия», - заключила зампред Общественного совета при Министерстве транспорта РФ, президент центра «Движение без опасности» Наталья Агре

Безусловно, пассажир не будет каждый раз, заходя в автобус, просить водителя предъявить лицензию. Но на некоторые вещи всё-таки стоит обращать внимание. Помните, что, если с вас взяли деньги и не выдали билет, - это может быть признаком того, что перевозчик не застраховал свою ответственность и в случае ДТП на компенсацию его пассажирам рассчитывать не приходится. Особое внимание обращайте на места отправления автобусов: те, которые курсируют по официальным маршрутам, должны отправляться только с автовокзалов, а не из подворотни или от рынка. 

«В наших с вами интересах вести себя активно, узнавать, какой водитель за рулём, что за транспортное средство, какие есть отзывы о самом перевозчике и так далее. Особенно когда речь идёт о ночных поездках, которые намного опаснее в силу разных причин», - полагает Наталья Агре.

   
   

Экономят при регистрации

«Мы в 2011 году отменили лицензирование на некоторые виды автомобильных перевозок, в том числе автобусные, и с этого времени неуклонно растёт количество ДТП с участием автобусов», - указал на совещании ещё одну причину Владимир Путин. 

Увы, это касается не только пассажирского, но и грузового транспорта. Тут проблемы с лицензиями тоже серьёзные. Юридические лица из экономии совершенно законно перерегист­рируют свои фуры или автобусы на частников. Кроме налоговой стороны вопроса есть ещё и требования безопасности, которые к юрлицам более жёсткие. Так, несмотря на то что физлица, в соответствии с ПДД, обязаны перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспорта, у них нет обязательств по выполнению предрейсового контроля технического состояния машины, медицинского освидетельствования водителя, а самое главное - по соблюдению режима труда и отдыха. 

Не секрет, что водители-дальнобойщики практически живут в автомобиле, отдыхом многие пренебрегают и тоже засыпают за рулём. О том, что предпринимается органами государст­венной власти для наведения порядка в этой сфере, рассказал замдиректора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко: «Нами, в частности, подготовлен ряд нормативных правовых актов. Первое - лицензирование пассажирских перевозок. Не секрет для многих, что после либерализации заказные перевозки ушли из-под лицензирования, и с ними происходит больше всего трагедий. Дальше - уравнивание требований. У нас сегодня примерно половина парка автобусов и грузовых автомобилей зарегистрированы за физическими лицами. Уже в 1-м чтении Госдумой принят законопроект, который распространяет ряд требований при организации таких перевозок и на физических лиц, потому что на дороге все равны вне зависимости от того, какая организационно-правовая форма у того или иного перевозчика». 

«Повод для обгона»

По словам генерала Владимира Кузина, с начала года зарегистрировано 1,5 тыс. аварий, связанных с нарушением правил обгона. В них получили ранения 2,5 тыс. человек. При этом больше двух третей таких аварий происходит по причине выезда на полосу встречного движения в местах, где это запрещено, и в этой ситуации тяжесть по­следствий крайне велика. «Увеличилось количество ДТП, связанных с нарушением правила обгона с участием автобусов. Такие аварии заканчиваются, как правило, печальными последствиями для большого числа людей», - подчеркнул Кузин.

Именно поэтому Госавто­инспекция МВД России, Российский союз автостраховщиков, экспертный центр «Движение без опасности», Минобрнауки России и Мин­транс России запустили всероссийскую социальную кампанию «Повод для обгона». Она посвящена тому, как не надо совершать этот манёвр. Согласно опросам, многие водители не только не знают правила обгона, но и путают понятия «обгон» и «опережение». 48% уверены, что умеют безопасно обгонять, а 53% полагают, что благодаря обгону можно получить значительный выигрыш во времени. При этом 77% водителей становились свидетелями или участниками опасного обгона. Чтобы напомнить автомобилистам эти правила, на центральных телеканалах вышел ролик социальной рекламы, главным героем которого стал спортивный комментатор Дмитрий Губерниев

Конечно, одним роликом кампания не ограничится. В частности, отдельная программа рассчитана на водителей грузопассажирского транспорта. Так, Владимир Луговенко отметил уникальность направления новой кампании по работе с водителями-профессионалами. «У нас сегодня автобусы и грузовые автомобили - это 10% всего подвижного состава. Вместе с тем водители-профессионалы наматывают километров больше, чем все остальные автомобилисты, вместе взятые. То есть это та самая категория, которая больше всех подвержена риску быть вовлечённой в ДТП, в том числе связанные с неправильным обгоном. Минтранс России сейчас ведёт работу по поручению 1-го вице-премьера Игоря Шувалова, связанную с повышением квалификации именно водителей-профессионалов. До этой категории граждан также очень важно доносить информацию постоянно, а не только тогда, когда ими, 30 лет назад, были получены права. Важно повышать квалификацию, в том числе за счёт проведения в автотранспортных учреждениях таких публичных мероприятий», - подчеркнул чиновник из Минтранса.