Высокоскоростная магистраль (ВСМ), которая соединит Москву и Петербург, пройдет по новой выделенной полосе отвода, она будет отделена от пассажирских платформ пригородных поездов, а вместо переездов ее оборудуют путепроводами. Об этом «АиФ» рассказали в пресс-службе РЖД.
Ждем и готовимся
Ранее стало известно о планах соединить две столицы новой железнодорожной ВСМ со скоростью движения поездов до 400 км/ч. Путь от Москвы до Петербурга или обратно займет 2 часа 15 минут, для нынешнего «Сапсана» минимально возможное время в пути — 3,5 часа. Из федерального бюджета на этот проект будет выделено почти 610 млрд рублей. В том числе без малого 150 млрд рублей пойдут на закупку подвижного состава. Первую партию из 28 поездов планируют получить уже в 2028 году. Об этом и многом другом шла речь на совещании по развитию ВСМ под председательством президента Владимира Путина.
«Проект магистрали Москва — Петербург находится на этапе всесторонней проработки, выполняется комплекс инженерных изысканий, ведется работа по получению исходно-разрешительной документации, разрабатываются технические решения и конструкторская документация на элементы инфраструктуры и подвижной состав, — сообщили в РЖД. — В том числе проект должен быть детально проработан с регионами, по территории которых пройдёт эта трасса: Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская, Московская области».
Пока точно известно, что для ВСМ между двумя столицами будет построена железнодорожная линия в новой полосе отвода. Тем самым будет повышена пропускная способность главного хода Октябрьской железной дороги, по которой сейчас курсируют поезда между двумя столицами. По планам по новой ВСМ в 2030 году перевезут 23 млн пассажиров. Интервал между поездами может составить 10-15 минут.
«Высокоскоростные поезда не будут проходить на высоких скоростях вдоль пригородных платформ, переезды на ВСМ не предусмотрены, все пересечения будут в разных уровнях, — заверили в РЖД. — Обычный пассажир не сможет приблизиться к путям ВСМ, так как предусмотрено или сплошное ограждение полосы отвода, или колея на эстакаде».
Предполагается, что между Петербургом и Москвой поезда, следующие по высокоскоростной магистрали, смогут делать до 12 остановок, в том числе неподалеку от Великого Новгорода и в Твери. Длина всего пути составит без малого 680 км.
Мечтали? — Свершилось
Идея соединить две столицы ВСМ появилась еще в конце 1960-х годов. Оставался вопрос — как это сделать. Рассматривали даже вариант подвижного состава с реактивными двигателями, но от этой идеи отказались.
В середине 1970-х изучали возможность построить железную дорого от Петербурга до Симферополя и Ростова-на-Дону, проходящую через Москву, со скоростью движения до 250 км/ч. Работы должны были завершить к 1990 году, но потом от этой идеи отказались — в те времена важнее было пропустить грузовые составы.
Спустя десять лет случилась вторая попытка организовать ВСМ. Тогда появилась программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». Теперь речь шла уже о скоростях в 300-350 км/ч. Причем не на обычной железной дороге, а на маглеве — магистрали с магнитным вывешиванием подвижного состава. Эти планы рухнули вместе с крушением СССР — не до того стране было.
В современной России решили сначала разработать подвижной состав, способный работать на ВСМ. Скоростной поезд «Сокол-250», как и «Сокол-350» (цифры — максимальная возможная скорость) смог разогнаться до 237 км/ч. В 2003 году все работы по этому проекту были свернуты.
Еще через десять лет появились планы построить к 2030 году 4 тыс. километров ВСМ. Чуть позже начали проектировать ветку от Москвы до Казани, но до практической реализации задумка так и не дошла.
С конца 2009 года между Москвой и Петербургом курсируют «Сапсаны». Их скорость на большей части пути — до 200 км/ч, только на одном участке они разгоняются до 250 км/ч. Для современных ВСМ это недостаточно, по международной квалификации такие магистрали должны обеспечивать среднюю скорость на всем маршруте свыше 250 км/ч. Если новая дорога будет построена, она станет первой в России, отвечающей таким требованиям.