Маршрут построен. Как развивается транспортная сеть сегодня?

От международных грузоперевозок до замены масла в своей машине. От дальнемагистральных перелетов до поездки на работу на маршрутке — всё это российский транспорт — отрасль, которую смело можно отнести к одной из наиболее пострадавших от санкций. Как обновить парк трамваев и автобусов? Где найти тахометры для грузовиков и ПО к ним, если раньше все это закупалось у зарубежных партнёров? В конце концов, какое масло залить в двигатель собственного автомобиля, чтобы не ждать и не переплачивать три цены за то, что покупал раньше. Нерешенных проблем еще много, но отрасль адаптируется. И в этом ей активно помогают институты развития, объединенные под координацией ВЭБ.РФ.

   
   

Так, по данным Национального Центра ГЧП, на проекты в области транспорта приходится половина всего рынка ГЧП, если оценивать этот рынок в рублях.

Всего рынок ГЧП насчитывает более 3,5 тысяч проектов с суммарным объемом финансирования 5,1 трлн рублей. В транспортной сфере реализуется 105 проектов, то есть около 3% от общего объема, но в деньгах это 2,5 трлн рублей — то есть почти половина.

В рамках этих проектов строятся автомобильные дороги, аэропорты и аэродромы, морские и речные порты, железная дорога, а также модернизируется городской и пригородный транспорт. Конкретно этому вопросу было посвящено недавнее заседания Госсовета по транспорту с участием президента страны, на котором была поставлена задача до 2030 года обновить более 57 тысяч автобусов, 5 тысяч троллейбусов и 4 тысяч трамваев. Работа эта уже ведется.

В частности, ВЭБ курирует масштабную программу модернизации городского электрического транспорта, которая охватывает 10 российских регионов. За 252 млрд руб. будет построено 11 депо и 96 тяговых подстанций, построено и реконструировано 620 км путей, закуплено и поставлено 647 трамвайных секций, 286 электробуса и 109 зарядных станций. И очень важно, что всё это — российский продукт — отмечает зампред ВЭБ.РФ Олег Говорун:

«Весь подвижной состав и оборудование отечественного производства. Основные наши производители — Трансмашхолдинг, „Синара“, КАМАЗ, „Волгабас“ и „Ситроникс“. Благодаря проекту производства загружены на 100%. Тщательный сравнительный анализ на подготовительном этапе показал, что российская продукция не уступает, а в некоторых случаях превосходит импортную технику. Стоимость нашего подвижного состава дешевле, уровень шума трамвая ниже, а скорость движения — выше. Городской транспорт в регионах становится быстрым, современным, экологичным и комфортным. Внедрение цифровой платформы на отечественных решениях позволит реализовать бессветофорное движение и контроль выделенных полос. Пассажиры смогут контролировать и оплачивать поездку в режиме онлайн —через мобильное приложение. Люди начнут делать выбор в пользу общественного транспорта, экономя своё время».

В итоге для граждан время в поездке сократится на 15–20%, общественный транспорт станет более безопасным, комфортным и доступным. И почувствуют это на себе почти 8,8 млн россиян.

   
   

Активную роль в импортозамещении играет Фонд развития промышленности (координируется ВЭБ.РФ по поручению Минпромторга России). За несколько лет работы ФРП профинансировал более 1450 проектов промышленных предприятий в 75 регионах России на общую сумму 448 млрд рублей. И более 50% проектов, поддержанных ФРП, направлены на импортозамещение.

Например, в мае 2022 года «Сарапульский электрогенераторный завод» открыл с помощью льготного займа ФРП на 200 млн рублей участок по производству тяжелых тяговых электродвигателей для тех же низкопольных трамваев, которые помогут заместить на российском рынке продукцию европейских производителей. Трамваи серий «Витязь» и «Львенок», на которые устанавливается новый электродвигатель, эксплуатируются в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Улан-Удэ, Череповце, Ульяновске, Ижевске и Красноярске.

Импортозамещение работает не только в общественном транспорте. Так, проекты, поддержанные РФРИТ (входит в группу ВЭБ), касаются создания ИТ-технологий и продуктов в области безопасности дорожного движения (комплексы фиксации нарушений, навигационные системы, системы управления трафиком и т.д). Также фонд поддерживает особо значимые проекты по цифровизации производственных процессов на крупнейших предприятиях российского автопрома: Газ, Автоваз, Камаз и Урал с дальнейшим тиражированием разработок на предприятиях отрасли.

Директор центра ИКТ ПАО «КАМАЗ» Юрий Григорьевич Шостак в сентябре на демо-дне ИЦК «Автомобилестроение» говорил:

«С целью повышения санкционной устойчивости ведётся активная работа по замещению импортного инженерного программного обеспечения на отечественные решения. В целевом состоянии эффективность процессов проектирования должна быть не ниже, а по ряду направлений и превосходить текущий уровень. Отечественные модули интегрируются в действующие процессы проектирования параллельно существующим решениям. Далее, по мере развития их функционала и отладки, планируется поэтапный отказ от санкционно-рискованных продуктов в пользу более эффективных отечественных решений».

На грант РФРИТ внедрена система оперативного управления производственными процессами ПАО «КАМАЗ». Реализация проекта позволила сократить затраты, связанные с необходимостью сверхурочных работ на 3%, стабилизировать цепочку поставки для сборочного производства, повысить коэффициент загрузки оборудования и снизить убытки.

«Для нас очень важно обеспечить непрерывность бизнес-процессов предприятия на базе информационных систем, не имеющих риска неконтролируемого внешнего воздействия. Грантовая поддержка, предоставленная РФРИТ в рамках внедрения отечественной системы конструкторско-технологической подготовки производства, упрощает подготовку проекта и снижает общий уровень рисков», — подчеркивал тогда же директор дирекции по информационным системам АО «АВТОВАЗ» Алексей Горбунов.

А потом, сошедшие с конвейеров этих заводов грузовики, будут перевозить товары по всей стране, обеспечивать нужны стройки, работать в пожарных частях и больницах, а за руль автомобилей Лада сядут обычные граждане. И уже о будущем (в том числе и не столь далеком) российских дорог рассуждает директор департамента транспорта Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ) Кирилл Жанайдаров:

«Транспорт сейчас переживает новый виток технологической революции, автомобиль становится „домом“ умных сервисов, общаясь с элементами инфраструктуры и между собой, тем самым повышая уровень безопасности всех участников дорожного движения. Скоро автомобиль будет самостоятельно записываться на техническое обслуживание и принимать заказы из магазинов в багажник. Электрический и беспилотный транспорт — это не будущее, а настоящее, рутинная работа станет заботой роботов за рулем, а всеобщее внедрение начнется с B2B сегмента (доставка грузов, внутрискладская логистика, городская логистика, карьерная разработка и т.п.) и придет со временем во все области, включая общественный транспорт. Беспилотный трамвай уже на маршрутах».

В портфеле проектов самого Фонда «Сколково» уже есть компании, которые активно работают в области новой мобильности — создают компонентную базу для электромобилей, занимаются производством аккумуляторов, накопителей и зарядных станций (в том числе мобильных), управляют крупнейшими в России парками электросамокатов и внедряют искусственный интеллект для оптимизации транспортных систем, учат электрический транспорт звучать на комфортных для человека частотах, тем самым предотвращая тысячи аварийных ситуаций и спасая жизни.

Так что маршрут действительно построен. Поехали!