Кто режет классику?

Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы школы № 1251 г. Москвы, руководитель исполкома Ассоциации учителей литературы и русского языка    
   

Сама по­становка вопроса, нужна ли нам классика, говорит о нездоровье общества. Мне очень понравилось высказывание Никиты Михалкова о том, что сомневаться в дей­ственности классики - значит ставить вопрос о нашей культурной памяти.

Вся классика - она на вырост. «Лёгкой» классики у нас нет. Ленский погибает от пули Онегина, Обломов умирает, Печорин убивает Грушницкого... Но и те, кто остаётся жить, живут не очень хорошо. Такая литература, честная, порой безжалостная, заставляет человека взрослеть.  

Сейчас создаётся эта злополучная концепция преподавания русского языка и литературы, причём подготовить её хотят очень быстро. Почему - понятно: как только примут новый стандарт, тут же начнут переиздавать учебники, осваивать бюджет. Авторы реформ предлагают немножко «порубить» классику и добавить в школьную программу современной литературы. Якобы если дети будут читать о жизни, которую видят за окном, то и воспринимать всё будут иначе. Но тот, кто не в состоянии читать классику, и современную литературу не осилит! 

Вот сетуют: молодёжь сегодня не читает. Но она и географии не знает, и в математике не очень разбирается. Это общая беда образования. Все озабочены сиюминутным - сдать ЕГЭ, набрать баллы. Некогда остановиться, осмыслить прочитанное. А классика не терпит такого обращения! 

Детей иногда интересуют подробности - скажем, как именно Раскольников убил старуху. Но если учитель грамотно научит чтению и сумеет точно расставить акценты, то у ребёнка сформируются психологические механизмы защиты от негатива, чтобы он не зацикливался на том, на чём не должен. Учитель может всё. Если захочет. И, выбирая профессию, он должен понимать, что лёгкой дорога к знаниям, по которой он поведёт учеников, не будет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: