Пульт в крови

Ольга Костенко-Попова © / АиФ

«Мама, вот в сказках только неживое в живое превращают, а тут дядя по телевизору говорит, что живое делать мёртвым гораздо интереснее!» - объявил в прошлую субботу мой 10-летний сын, с сожалением оторвавшись от телевизора. Я похолодела и всмотрелась в экран.     
   

По НТВ в разгар субботнего вечера (начало в 19.50) вовсю крутили фильм про битцев­ского маньяка, вернее, про его новообретённую невесту, на все лады восхищавшуюся «кровавым божеством». Монстр рассказывал, как он терзал женщин, а новобрачная шептала сладострастно: «Вот это мужчина, тестостерон так и брызжет». После такого неудивительно, что многие становятся нервными. Потому что телевизор смотрим.

Возьмём для примера самый обычный день - четверг, 6 февраля. В 7 часов вечера я пришла с работы и включила телевизор одновременно с миллионами россиян. Но на этот раз смотрела не краем глаза, а внимательно.

На РЕН ТВ «развлекали» сюжетом о врачах-убийцах. На «России-24» шёл подробный репортаж о недавних убийствах в школе. По 5-му каналу - какой-то детектив. Мальчик взволнованно орал в камеру: «Охранника зверски убили прямо за рулём иномарки!» На НТВ в новостях ветеран, извините, но опять же в кровавых подробностях рассказывал, как конкретно разорвало его боевых товарищей во время какого-то боя. На ТВ3 под крики «Тебе крышка, подонок!» крутили какое-то художественное боксёрское месилово. На СТС начинался приключенческий сериал «Корабль»: по экрану бегал, истекая кровью, один из героев, которому изрезало руки леской во время охоты на чудовище. На телеканале «Перец» - «Улётное видео»: взрывался самолёт, один ребёнок впечатывал ногами голову другого в аквапарке, человек падал с велосипеда и замирал в неживой позе. По данным Центра социо­логии образования, за час у нас в среднем демонстрируется на одном телеканале минимум четыре сцены насилия и жестокости. По данным психологов, больше всего страдают от них дети и подростки, потому что неспособны отличить выдумку от реальности, - вот и берут за образец для подражания... битцевского маньяка. Как ни «гонят волну» телелоббисты, утверждая, что ТВ не имеет к росту насилия никакого отношения, эта самая жизнь чуть ли не ежедневно подбрасывает страшные доказательства обратного. Не так давно Европу всколыхнула жуткая история: в Ливерпуле два 11-летних мальчика заманили конфеткой за угол двухлетку и жестоко убили. Как выяснило следствие, дейст­вовали строго по инструкции телефильма ужасов.

После страшной трагедии в школе депутаты выступили с инициативой - запретить продажу «жестоких» компьютерных игр в местах, доступных несовершеннолетним. Запретят, но есть Интернет. Там навести порядок ещё сложнее. Но почему бы не начать с телевидения, ведь это более реально? Ещё в 1999 г. наши ведущие телеканалы подписали Хартию телерадиовещателей, согласно которой отказались от демонст­рации чрезмерной жестокости. В 2005 г. это намерение продублировали ещё одной спецхартией - «Против насилия и жестокости». Да и согласно закону о СМИ (ст. 4) использовать эти самые СМИ для пропаганды насилия запрещено! И что? 

   
   

Надо законодательно обязать ведущие телеканалы показывать в «дет­ское смотрибельное время» по 5-7 образовательных и развивающих программ, которые у нас на ТВ исчезли. Рекламодатели на это не пойдут? Каналы недополучат денег? Ну давайте беспрерывно крутить «жесть» и ждать, пока следующий зомбированный подросток ворвётся с автоматом уже в «Останкино». Выразить, например, протест против окончания любимого кровавого сериала...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции