В деревне Шипулино в Клинском районе есть конюшня-приют «Шанс на жизнь», куда попадают лошади, которых уже нигде нельзя использовать. Почти все они старые, некоторые тяжело больны. Бывшие хозяева — владельцы передвижных зоопарков или частные лица — отказались от них. В таких случаях животных, как правило, отправляют на скотобойню. Но некоторым из них выдался шанс провести остаток своей жизни в этом приюте, расположенном рядом с городом Клин.
Конный санаторий
«Как таковой идеи создать именно приют изначально не было. Мне с самого детства нравились лошади — я ходила на местную конюшню, ухаживала за ними. За это нам разрешали кататься на них. Мне нравилось кормить их, помогать лечить. Мама, увидев мое увлечение, купила мне первую лошадь. Потом мне впервые довелось поучаствовать в спасении лошади. А затем мое хобби превратилось в такой приют-конюшню и стало важным делом», — рассказала aif.ru основатель приюта для лошадей Анастасия Елизарова.
По ее словам, чаще всего в приют попадают спортивные лошади, которые уже не могут выступать на соревнованиях или участвовать в скачках. В силу своего возраста, полученных травм, болезней они становятся никому не нужны. Также в приюте немало лошадей из пунктов конного проката. Причины, почему они сюда попали, такие же — в один печальный момент лошадка, всю свою жизнь верно служившая хозяевам, становится им не нужна. И хорошо, если эти хозяева сами звонят в приют и попросят забрать животное.
Рыжая Венера
«Большинство историй наших лошадей трагичны. Иногда они попадают к нам в таком состоянии, что не могут стоять. Прошлой зимой мы спасали кобылу Венеру. С нами созвонилась девушка и попросила забрать кобылу, которую она забрала на скотобойне. Туда ее сдал хозяин, который заявил, что не собирается ее содержать, так как она агрессивная и неадекватная. И если ему попытаются лошадь вернуть, то он ее просто скормит собакам», — вспоминает основатель приюта.
Сама лошадь находилась в Рязанской области. Пришлось отправлять за ней специальный транспорт. Когда помощница Анастасии прибыла на место, то отправила руководству приюта фото кобылы Венеры. На снимках едва живая лошадь лежала на снегу и не могла встать, настолько она была истощена. Ее погрузили в транспорт и повезли в приют. Почти за год Венера поправилась. Сейчас это крупная рыжая кобыла, которая не выказывает никакой агрессии.
Мюсли для лошадки
В приюте на постоянной основе работает примерно 10 человек — в том числе и ветеринарные врачи, которые следят за состоянием животных, выезжают на вызовы. Еще в свое свободное время приюту помогают волонтеры. Работы много, так как кроме того, что за лошадью нужно убрать, еще важно ее вовремя покормить. Питанию животных здесь уделяется особое внимание.
«Рацион у них у всех разный. Это зависит от проблем со здоровьем у каждой лошади и от того, какие вещества им нужны. Банальными кормами по типу овса, как раньше наши дедушки, мы уже не кормим. Сейчас есть специализированные корма. Ещё покупаем мюсли, куда уже добавлены витамины и минералы. А еще у нас есть три беззубые лошади, которых мы кормим восемь раз в день гранулированным кормом. К счастью, 21-й век на дворе, — раньше бы такие лошади не выжили», — объясняет Анастасия Елизарова.
По словам Елизаровой, когда они берутся за спасение очередного животного, то понимают, что оно у них останется до последнего своего дня.
«Мы не пристраиваем лошадей ни в хорошие, ни в плохие руки. На примерах других организаций мы выучили урок, что пристроить животное — не всегда хорошо, — говорит Анастасия. — Например, нам позвонили хозяева старой лошади, они не могли справиться с уходом за ней ни финансово, ни физически. Поэтому попросили её забрать. Это была лежачая лошадь, вся израненная. Но не потому, что над ней издевались. При попытках встать ее вело, и она обо что-то могла удариться, травмировалась. Какое-то время мы ее содержали на специальных подвесах. В итоге лошадь пошла на поправку. Теперь это здоровая лошадка, единственное, что напоминает о тяжелом прошлом, — отсутствие глаза. Несмотря на это, она адаптировалась к новой жизни».
Выкупленные верблюды
По словам основательницы приюта, иногда причиной плачевного состояния лошадей становится не только их преклонный возраст, но и некомпетентность хозяев.
«Люди думают, что кормить их хлебом и помоями — это нормально. Они даже не осознают, что от этого страдает их желудок. Или в тех же конных прокатах из лошадей выжимают все соки, при этом их плохо кормят и не ухаживают. А когда они начинают болеть, то стараются от них избавиться», — сетует Анастасия Елизарова.
Кстати, в этом приюте можно увидеть не только лошадей, но и осликов, оленей. А два года назад один из волонтёров выкупил из передвижного цирка-шапито двух верблюдов. Они были настолько исхудавшие и истощенные, что у них даже горбов не было видно. Но за прошедшее с того момента время животные полностью восстановились.