Лес уже не защитник? Чем опасны вырубки на северо-западе России

Мы привыкли считать: если лес растёт, значит, защищает окружающую среду. Но экологи говорят, что в нынешнем состоянии наши леса не защитники.

   
   

Откуда влага?

Председатель общественного совета Рослесхоза Владимир Морозов отмечает, что у нас больше говорят о лесах в Сибири и на Дальнем Востоке. Но северо-запад — не менее (если не более) сложная территория. А из-за того, что большие проблемы в этом случае легли на небольшую (по сравнению с восточной частью страны) площадь, они уже сейчас заметно влияют на климат. Дальше вырубки аукнутся ещё серьёзнее.

Но для начала нужно понять, почему леса так много значат для климата на планете. Морозов объясняет, что важна не только способность деревьев поглощать углекислый газ и вырабатывать кислород, о которой мы все знаем. Более существенно ещё одно свойство, о котором известно мало.

Воздушные потоки над землёй движутся из области слабого испарения в области, где оно сильное. Но если вы думаете, что сильное испарение наблюдается над морями и океанами, то ошибаетесь. Наиболее сильное оно, как это ни странно, над лесами. Но не всеми, а только естественными (малонарушенными).

«Естественные леса закачивают в себя влагу из океана и аккумулируют её, — поясняет Морозов. — В 10 раз испарение над ними превышает испарение над океаном».

И в этой связи он отсылает к работе российских исследователей из Санкт-Петербургского института ядерной физики РАН, выполненной ими в 2005 г. Учёные задались вопросом: каким образом необходимая для жизни всех живых существ влага удерживается над сушей?

Ученые поясняют, что суша имеет уклон в силу её возвышения над океаном. Накопленная в почве и подземных резервуарах вода неизбежно стекает в океан. И та влага, что накапливается в резервуарах озёр, болот и горных ледников, питающих верховья рек, также стекает в океан. Но, если при всём этом нам достаточно влаги для жизни, значит, есть и обратный поток, который компенсирует речной сток воды с суши? Значит, от океана на сушу вода тоже как-то движется?

   
   

Кто транспортирует?

«Пассивные геофизические потоки атмосферного транспорта испарившейся из океанов влаги на континенты экспоненциально затухают при любом характере движения воздушных масс (муссоны, пассаты, атмосферные фронты и проч.). Эмпирически определяемая длина затухания имеет порядок нескольких сотен километров, что намного меньше линейных размеров континентов», — отмечают в своей работе учёные. Они не могут компенсировать речной сток из глубины континентов в океан.

Это означает, что не существует геофизического объяснения тому, что на огромных территориях, а иногда это десятки миллионов кв. км, растут леса. Для обеспечения функционирования таких экосистем, как считают исследователи, необходим активный механизм (насос), транспортирующий влагу вглубь континентов со скоростью, определяемой потребностями экологического сообщества. Причём мощность такого насоса должна существенно превосходить мощность речного стока.

И учёные приходят к выводу, что насос — это естественные (малонарушенные) леса с их сплошным растительным покровом высоких деревьев, тесно взаимодействующих с другими организмами экологического сообщества. «Лес ответственен как за накопление влаги в глубинах континентов в геологическом прошлом, так и за устойчивое сохранение этой влаги в последующие периоды жизни на суше», — заключают они.

Где нельзя рубить?

Владимир Морозов уточняет, что те леса, которые выполняют функцию биотического насоса, имеют важное свойство: сомкнутость кроны. И вообще, чтобы иметь возможность качать влагу, нужно быть частью большой экосистемы. Малонарушенные леса ей являются, а  восстановленные по какой-то причине — нет.

На всём северо-западе Европы естественных лесов уже нет. Пока эти регионы спасает Гольфстрим. Если это течение затухнет или изменит направление, по поводу чего сейчас много прогнозов, то Швеция и Финляндия климатические проблемы ощутят сполна. Именно поэтому российские экологи бьют тревогу по поводу рубок в лесах СЗФО. Мало того что северные леса растут медленнее и восстанавливаются тяжелее, не факт, что в восстановленном виде они будут работать как биотический насос.

«Если в Сибири лоскутное одеяло, — говорит Морозов, — то тут вообще вырублено почти всё». Даже осина — бросовая порода — стоит здесь раза в 3 дороже, чем в соседних регионах.

«В этой связи, — поясняет глава общественного совета Рослесхоза, — я предлагаю использовать в новом Лесном кодексе РФ новый подход. Часть малонарушенных лесов зафиксировать как климатообразующие территории и запретить в них рубки вообще. А часть оставить как хозяйственные или эксплутационные: там можно будет рубить с обязательным последующим восстановлением».

Справка
Площадь лесного фонда Северо-Западного федерального округа – 117,9 млн га. Это 9,7% общей площади земель лесного фонда России. При этом покрытая лесом площадь – 88,2 млн га, а лесистость округа – 52,3%.

Смотрите также: