43 жизни в одно мгновенье. Самая страшная тайна пика Ленина

Пик Ленина горы Памир на высоте 6800 метров. © / М. Глухов / РИА Новости

Горы, манящие людей своими красотами, никогда не были и не будут полностью безопасным местом. Даже опытные альпинисты знают, что опасность может возникнуть в любой момент, несмотря на все меры предосторожности.

   
   

Иллюзия безопасности

На излете советской эпохи в горах Памира разыгралась страшная трагедия, жертвами которой стали десятки человек.

Пик имени Абу Али ибн Сины, известный в советские годы как пик Ленина, пользовался особой популярностью не только у отечественных, но и у зарубежных горовосходителей.

Гора высотой 7134 метра считалась на протяжении десятилетий самым безопасным «семитысячником» мира. За полвека восхождений на ней не было зафиксировано ни одного смертельного случая.

Однако в 1974 году на пике Ленина погибли сразу восемь советских альпинисток — женская команда Эльвиры Шатаевой в полном составе.

Но это не сделало пик Ленина менее популярным. В 1980-х годах, когда советские альпинисты стали осваивать Гималаи, горы Памира превратились в главную тренировочную базу тех, кто присматривался к «восьмитысячникам».

Лагерь на «сковороде»

В июле 1990 года на пике Ленина должен был состояться отбор участников в очередную советскую экспедицию в Гималаи. В числе кандидатов находились члены Ленинградского альпинистского клуба во главе с опытнейшим Леонидом Трощиненко, одним из сильнейших спортсменов СССР. Здесь же находились представители еще нескольких стран — Чехословакии, Испании, Израиля, Швейцарии.

   
   

Базовый лагерь на пике Ленина находился на высоте 5300 метров. Огромная плоская поляна, получившая название «сковорода», считалась местом надежным и спокойным, где можно было собрать силы перед подъемом в штурмовой лагерь.

Летний сезон 1990 года для альпинистов получился тяжелым. Мощный снегопад поставил под сомнение всю программу восхождений. Тем не менее, когда погода нормализовалась, на «сковороду» поспешили сразу несколько десятков человек.

Среди них был и Владимир Балыбердин — первый советский альпинист, покоривший в 1982 году Эверест. В нижний лагерь уходить в роковой день он не собирался, однако ему пришлось это сделать из-за внезапно закончившегося в горелке газа.

Снежное цунами

Вечером 13 июля альпинисты на «сковороде» поужинали и стали ложиться спать.

В это время в горах Афганистана произошло мощное землетрясение, отголоски которого коснулись и района пика Ленина. Это вызвало сход лавины.

Но это не было то, что все видели в фильмах. На «сковороду» обрушился снежно-ледовый обвал, ширина которого по фронту составляла около полутора километров, а вверх по склону — около километра. Наверное, подобное можно сравнить со снежным цунами.

35-летний ленинградский альпинист Алексей Корень ночевал один в палатке, стоящей на краю лагеря. Ударной волной потока его выбросило наружу, после чего лавина протащила альпиниста 800 метров и сбросила с края ледника.

Пролетев вниз 25 метров, Корень остался жив и относительно цел. Неподалеку он увидел фигуру, буквально закопанную в снегу по пояс. Узником был Миро Грозман из Чехословакии. Освободив товарища по несчастью, Корень вместе с ним стал искать хоть какие-нибудь вещи, чтобы продержаться до утра — они остались без верхней одежды и обуви.

Братская могила

Когда внизу получили данные о катастрофе, поверить в ее масштабы никто не мог. Найденные Корень и Грозман оказались единственными счастливчиками, которым повезло выжить после встречи с этой лавиной.

Спасательные группы приступили к работе, но найти удалось только часть вещей и несколько тел. Вырвать из снежного плена останки других погибших оказалось невозможно.

У этой истории есть продолжение, жутковатое для обывателей, но привычное для самих альпинистов. Спустя два десятилетия, когда ледник начал таять, гора стала отдавать своих жертв, вернее то, что от них осталось. Решено было хоронить всех у подножия горы, на Луковой поляне.

Кому суждено...

Альпинисты сходятся во мнении, что в трагедии 1990 года не виноват никто, кроме стихии, буйство которой предсказать было невозможно. Судьба все решила за людей...

А первый советский покоритель Эвереста Владимир Балыбердин, уцелевший в июле 1990 года, погиб спустя четыре года. Погиб не в горах, а в Питере — его «Волгу» смял тяжелый грузовик.