Эксперты: началась кадровая революция Путина

Владимир Путин. Фото: www.russianlook.com

Дело не в персоналиях, отмечает автор, а в принципе, но отставка министра обороны Анатолия Сердюкова и назначение на этот пост губернатора Московской области Сергея Шойгу, дает понять: Путин способен изменить свой подход к кадрам, несмотря на утверждения своих недоброжелателей. И именно эта рокировка дает сигнал о том, что началась «новая эра» в кадровых решениях главы государства. «Такой подход, отметим, должен удивить даже близких соратников президента и, пожалуй, заставить их по-новому рассматривать свои позиции при главе государства», - рассуждает Мухин. Политолог отмечает, что некоторые эксперты сделали поспешные выводы о том, что верховная власть уже не обладает прежним политическим чутьем. Этот ход доказывает ровно обратное: Путин держит руку на пульсе общественных чаяний, запросов и способен оперативно принимать сильные и неожиданные кадровые решения.

   
   
Министр регионального развития РФ Олег Говорун (слева), Президент России Владимир Путин (в центре) и министр образования Дмитрий Ливанов. Фото www.russianlook.com

«По сути, президент дал понять, что намерен в дальнейшем исходить исключительно из критерия эффективности чиновника», - раскрывает составляющие новой стратегии Мухин, - «при этом, он (Путин – прим. Ред.) готов не только выслушивать, но и прислушиваться к общественному мнению, высказываемому авторитетно и взвешенно. А во главу угла ставится теперь не только крепкие нервы (ситуация с недавней отставкой другого министра - Олега Говоруна была этому подтверждением), но и профессиональные качества и репутационные параметры».

Экспертное сообщество поддерживает тезис: случившиеся изменения, это не случайность, а новая кадровая политика. Об этом рассуждает и политолог Павел Данилин: «Это не показуха, а дело принципа — принципиальная политика нового срока Путина, которая манифестирует, что неприкасаемых нет, что главными критериями при принятии кадровых решений являются профессионализм и соответствие уровню занимаемой должности. И не имеет значения — являешься ли ты членом «старой команды», «внутреннего круга» - третий президентский срок Путина показывает — от попыток удержать ситуацию «на грани», характерной для начала нулевых, от стабилизации ситуации (что было свойственно второму сроку), страна переходит в этап устойчивого развития».

Владимир Путин. Фото www.russianlook.com

Подобного мнения придерживается и директор Центра политических технологий Игорь Бунин: «Может это еще не тенденция, но спать спокойно уже будет нельзя, -- считает Бунин. -- Думаю, президент теперь меньше будет думать о личных отношениях с тем или иных чиновником, чем раньше».

В авторской колонке Мухин приводит простой пример: представим себе любого человека, который занял высочайший пост. Вполне естественно, что на первых порах он будет опираться именно на тех, в ком может быть уверен лично. Но со временем, накапливая опыт государственного деятеля, руководителю просто придется исходить из соображений реальных возможностей и способностей подчиненных. Это разумные и точно выверенные шаги. И именно это сейчас и делает Путин. «Способность к изменениям и наличие потенциала, который человек может реализовать – это качества политика с большой буквы», - рассуждает автор.

Владимир Путин. Фото www.russianlook.com

В чем же новизна кадровой политики? Мухин четко дает ответы: «репутационный и профессиональный факторы становятся весьма важным при принятии кадровых решений на самом высоком управленческом уровне». Не стоит видеть за этим «закручивание гаек» или «борьбу элит» - здесь ничего подобного нет. И в этом и состоит основная особенность – «кадровые решения Путина означают только то, что они означают: один чиновник подходит для одного конкретного места больше, чем другой чиновник. И все. И это без преувеличения может называться «кадровой революцией».

Аналитики отмечают тот факт, что президентом был сделан наиболее разумный выбор в сложившейся ситуации. «В каждой стране есть очень ограниченный круг проверенных лиц, сильных администраторов, - рассуждает президент фонда политика Вячеслав Никонов, - и Путин сделал выбор в пользу наиболее опытного из любой возможной альтернативы».

   
   
Сергей Шойгу и Владимир Путин. Фото РИА Новости

Соглашается с этой позицией и глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Президент принял соломоново решение и принял его правильно. Да, военные хотели видеть на этом посту только военного. Но МЧС, которое возглавлял Шойгу, – это была по сути военизированная структура, которая при этом оказывалась более мобильной и эффективной чем Министерство обороны. То есть это человек, который понимает, как управлять подобным ведомством. И самое главное – это человек, которому президент доверяет».

«При этом, чистая репутация Шойгу и серьезный политический вес, да и воинское звание (он, напомним, генерал армии) ставят его в заведомо выигрышную позицию в ведомстве», - рассуждает Мухин.

В свете новых тенденций нельзя сбрасывать со счетов, что и общество сильно изменилось. Люди хотят быть уверены, что ими руководят ответственные и грамотные менеджеры. И тут Путин очень тонко почувствовал тенденции и чаяния. Здесь работает принцип: «начинать с себя». И об этом рассуждает Павел Данилин: «Возросли запросы социума к государству. Ответить на этот запрос государство должно прежде всего эффективностью своей работы, оправданностью приложения сил и средств, прозрачностью и логичностью именно кадровых решений. Государственные чиновники должны во всех смыслах соответствовать своим должностям, и начиная новую кадровую политику, Путин, как глава государства, явно показывает, что он этому принципу отвечает в полной мере».

«То есть можно просто констатировать верное именно менеджерское – в высшем смысле – решение президента» - подводит итог Алексей Мухин.