Автомобильные покрышки, которые произвели в странах, не входящих в Евразийский экономический союз, могут подорожать уже этим летом.
«Предусматривается, что импортеры товаров до дня выпуска товаров таможенным органом для внутреннего потребления обязаны уплачивать экологический сбор либо предоставлять уведомление о намерении самостоятельной утилизации с последующим представлением отчетности в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров, — сказал Буцаев. — Сроки проведения эксперимента напрямую определены федеральным законом — он должен быть проведен до 1 января 2026 года. При этом речь не идет об утилизационном сборе, который предусмотрен для автотранспортных средств и имеет иную цель».
Норматив утилизации для шин сейчас — 30% или чуть больше 7,1 тыс. руб. за тонну покрышек, к 2029 году он вырастет до 80%. Производитель или импортер может либо сам переработать свою продукцию во вторичные материальные ресурсы, либо заплатить экологический сбор, чтобы компенсировать расходы отрасли по обращению с отходами на их утилизацию. Ставка экосбора в большинстве случаев вдвое превышает себестоимость переработки. Чаще всего покрышки превращают в резиновую крошку, она нужна для создания мягких покрытий спортивных и игровых площадок, беговых дорожек.
Новый порядок взимания экосбора не будет касаться отечественных производителей и поставок из стран ЕАЭС.
«Объем образования отходов шин в 2023 году составил около 870 тыс. тонн, — добавил Буцаев. — Суммарная установленная мощность предприятий по переработке шин в России на 2023 год — около 500 тысяч тонн. Таким образом, при действующем нормативе утилизации (30%) имеющихся мощностей достаточно как для проведения эксперимента, так и для выполнения норматива».
Эксперимент продлится до 2026 года, после чего может стать обычной практикой, а также распространиться на другие виды товаров.