Благодаря мерам правительства повторения дефолта 1998 года пока удалось избежать, но опасность осталась.
Более того, появились сомнения, а не слишком ли у нас завышенные ожидания? Не погорячилась ли власть, в том числе раздавая народу обещания о светлом будущем через 12 лет? Не повторится ли известный советский феномен, когда с партийных трибун населению показывали «рог изобилия», а на прилавках мухи доедали «арматуру пролетариата». Так, если помните, народ называл продаваемые в советских продмагах кости со срезанным мясом.
Почему не услышали?
Основания для более сдержанных оценок имеются. Ревизия обещаний, которые были даны за последние годы, даёт неутешительные результаты. Разрыв между бедностью и богатством не убывает. Коррупция, по словам президента Д. Медведева, превзошла все мыслимые пределы. Цены на бензин, электричество, коммунальные услуги растут. Наше шаткое благополучие по-прежнему зависит от мировых цен на нефть. О поддержке мелкого и среднего бизнеса, о выращивании среднего класса говорят годами. А на деле власть по-прежнему больше прислушивается к словам лоббистов от крупного бизнеса, чем к стонам середнячков. Ведь нынешний банковский и биржевой кризис спровоцирован спекулятивными интересами частных банков и корпораций, против напора которых финансовые власти страны оказались бессильны.
Эксперты давно били тревогу по поводу чрезмерных заимствований за рубежом. Указывали на то, что идёт опасная спекулятивная игра. Причём играла почти та же команда, которая обогатилась на приватизации 90-х годов. Известны были и мотивы: кредиты брали на Западе под 5-6% годовых, а потом ссужали эти же деньги внутри страны под 12-20%. Зачем же при такой «норме прибыли» думать о строительстве дорог, заводов?
Зачем сеять и пахать?
Но эти предупреждения почему-то пролетели мимо высоких финансовых ушей. Теперь за заигравшихся банкиров приходится расплачиваться бюджету, то есть деньгами, собранными с налогоплательщиков и вырученными от продажи сырья. Выделение 50 млрд. рублей для спасения финансового рынка косвенно спровоцирует инфляцию. Ударит же она прежде всего по бедным слоям населения. Для «высшего сословия» цена хлеба и картошки не имеет значения. Их волнует цена дворцов, яхт, квартир в Лондоне.
Деньги не работают
На заре нового капитализма, в 90-годы, когда население было совершенно растеряно (куда идём? что будет? как жить?), первое некоммунистическое правительство объясняло: рынок всё отладит, деньги начнут работать сами. Но почему-то при капитализме российского разлива (да, к слову, и на Западе) деньги автоматически не работают. Миллиарды крутятся на биржах, переходя из рук в руки, а в реальный сектор экономики текут ручейком. Два года назад на Петербургском экономическом форуме с оптимизмом говорилось о создании Инвестиционного фонда.
Предполагалось, что он-то и запустит механизм промышленного и инновационного роста. И что же? Недавняя проверка Счётной палаты вскрыла удручающие факты: из 400 млрд. рублей Инвестиционного фонда из-за бюрократических барьеров израсходовано всего 10%. На месте заводов и фабрик, которые рисовались в воображении наших министров, нет даже котлованов. Для того чтобы заработал упомянутый выше Инвестиционный фонд, нужно было изменить 124 нормативных акта. Но черновики актов затерялись в бюрократических коридорах.
Нужна ревизия
Вокруг выработки стратегий на будущее кормится много Маниловых и Ноздрёвых. Для бюрократических стратегов главное - вмастить ожиданиям начальства, вписаться в сиюминутный политический момент, прозвучать на партийном съезде. На «произвольность выбора многих цифровых ориентиров» недавно обратил внимание председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс.
Завтра эксперты, которые ориентировали лидеров страны на высокие горизонты, будут кивать на мировой кризис. Будут говорить, что подвела вера в устойчивость финансовой системы США, безбрежная вера в чистый рынок. Кризис показал, что Россия, может быть, больше, чем мы сами ожидали, оказалась вовлечена в глобализацию. Это действительно позитивный процесс. Но со многими либеральными иллюзиями прошедших 15 лет придётся расстаться. Тем более что с ними расстаются и в Европе, и даже в США. Кто бы ещё несколько месяцев назад мог предположить, что в США, этом оплоте либерализма, власти пойдут на национализацию банков?
Это же социализм!
В России предстоит серьёзная ревизия экономической практики. Необходимо найти ответ на болезненные вопросы: почему российский капитализм работает так плохо? Почему буксует модернизация? Какова роль объективных и человеческих факторов? Первые оценки уже есть. Представленный недавно на Петербургском экономическом форуме доклад «Вызовы-2020» ясно указывает на основные барьеры и опасности. Главная угроза для России будет исходить не извне, а сосредоточится внутри страны. Опасность исходит прежде всего от непрофессиональных и коррумпированных чиновников. Шире говоря - от низкого качества государственной власти. Малоквалифицированный и развращённый коррупцией госаппарат не заинтересован в модернизации. Он заинтересован в консервации существующей системы бюрократического капитализма, приносящей ему жирную административную ренту. Российский опыт показывает: чем меньше квалификация чиновника, тем больше он склонен к беспочвенному прожектёрству и развешиванию стратегической лапши на уши высокого начальства. Не пора ли менять расплодившихся Маниловых и Ноздрёвых на Собакевичей?
Смотрите также:
- Андрей Николаевич Сахаров: мы всегда искали в себе некую исключительность →
- Костиков: «Кризис - время для снятия сильных народных раздражителей» →
- Россияне готовят для власти список претензий →