Забег в лаптях

   
   

Но за фасадом из слов о «торжестве демократии» маячили сталинские лагеря, принудительный труд, борьба с инакомыслием, цензура, тотальное подчинение человека государству.

Напомним, что в Конституции СССР провозглашалась и «новая историческая общность людей - советский народ». А по новой Конституции мы стали многонациональным российским народом.

Прошло 15 лет. Но вживаясь в капитализм, россияне продолжают задавать себе вопросы: кто мы? в какой стране живём? куда идёт Россия?

Более того: попробовав «свободного рынка», люди вдруг стали задавать не слишком удобные для власти вопросы: а так ли всё было плохо при социализме? Не перестарались ли? Не выплеснули ли вместе с советской фальшью что-то ценное, что выращивалось в социалистических теплицах СССР?

Цветы зла

Обращение к прошлому подчас приобретает курьёзные формы. В Суздале начальство задумало провести в честь какого-то местного праздника «забег в лаптях»... Но если говорить серьёзно, то и ностальгия по советскому прошлому, и стремление пойти «своим» путём в значительной мере стимулируются тем, что западный капитализм оказался не столь уж прекрасным, каким казался раньше. От гамбургеров и американских фильмов подташнивает, а свободный рынок так взвинтил цены, что впору вводить талоны на хлеб и молоко.

Среди критиков обуржуазившейся родины не только идейные сторонники КПРФ. Таких примерно 17%. Критический «рэп» звучит и в молодёжной среде. В этом году исполняется 40 лет знаменитой революции 1968 года во Франции. И российская юная поросль с большим любопытством вглядывается в кадры кинохроники тех лет. Что отвергала в 1968 году, казалось бы, сытая французская молодёжь? Чего ей не хватало? Почему соблазнялась лозунгами новых троцкистов?

Замеряя температуру российской молодёжи, социологи отмечают нарастание тревоги в связи с неясностью перспектив на будущее. Будет ли работа? Удастся ли получить образование? Как в условиях дикой инфляции и взбесившихся цен на жильё создавать семью, растить детей, помогать престарелым родителям?

Семена гнева

Население раздражает нарастание социального неравенства. Ржавеет и даёт сбои система так называемых «социальных лифтов», при которой молодые люди рабочих предместий, из семей со скромным достатком, из малых городов, из сельской местности могли (благодаря доступности образования) перемещаться по социальной лестнице снизу вверх.

Сегодня в России воспроизводится система неравенства, характерная для буржуазного Запада ХIХ - начала ХХ столетия. Та самая система, против которой бунтовала европейская молодёжь в 1968-м и в 1972 годах. При этой системе дети банкиров становились банкирами, а дети прачек - прачками. Социальный отбор по кошельку родителей уже сказывается на школьной и вузовской системах, на комплектовании армии. Если в СССР в армию попадали люди из всех социальных слоёв, то сегодня она становится гетто для детей бедняков.

Серьёзно тревожит деградация человеческих отношений. Даже на фоне советской фальши и показного оптимизма в личных человеческих отношениях было больше отзывчивости, тепла, доброты.

   
   

Продолжение мифа

Вот уже 10 лет, начиная с дефолта 1998 г., идёт «переоценка ценностей». Россияне всё чаще оглядываются на советское прошлое. Плохое быстро забывается. «Подумаешь, были очереди! Зато мясо и колбаса были дешёвыми!» Молодое поколение вообще имеет смутное представление о том, что пряталось за фасадом «развитого социализма» - уравниловка, тотальный дефицит товаров, очереди, закрытость от внешнего мира. Не говоря уж о периодах репрессий.

Миф о «светлом царстве социализма» продолжает существовать. На оценку прошлого влияет и въевшееся в плоть и кровь представление о СССР как о великой державе. И не случайно люди позитивно оценили возвращение военных парадов на Красной площади. Для одних - это воспоминание о молодости и славе победителей; для других - свидетельство того, что Россия «сосредотачивается» и снова набирается сил.

* * *

Полемика вокруг советского прошлого связана с идейной невнятностью нынешней власти. Проводя в экономике откровенно либеральную линию, в оценке прошлого власть крайне непоследовательна. В результате кое-кто до сих пор считает, что «идеи Ленина были искажены его последователями», что «Сталин был мудрым вождём и великим полководцем», а «репрессии были исторически обусловлены».

Тем не менее большая часть населения (примерно 70%) не хочет возврата к социализму. А представления о «всеобщем благоденствии» при нём становятся частью исторического мифа. «Память о Ленине сохранится в истории, но никто уже не пойдёт по его пути»,- отвечают россияне на вопрос социологов о «великом пролетарском вожде».

Смотрите также: