Великие мудрецы и чудотворцы. История столичных юродивых

Икона Святого Блаженного Василия © / репродукция
Схема: АиФ

Начавшийся Великий пост - лучшее время для поклонения святым. Их только в Соборе московских святых, празднуемом с 1997 г., - 542. Это святители и митрополиты, благоверные князья (Иван Калита и Дмитрий Донской) и воины Пересвет и Ослябя, цари и преподобные старцы (Антоний Оптинский, Зосима Верховский). Но особое место в этом длинном списке молельников, заступников и покровителей Москвы занимают юродивые, или блаженные. Официально канонизированных, их в столице пять: Василий Блаженный, Максим Московский, Марфа Блаженная, Иоанн Большой Колпак и Иоанн Можайский.

   
   

И всё же святые?

«Странные люди», «божьи человеки», странствующие по­движники веры... Известно, что юродство как явление возникло на Руси в XV-XVI вв., особо укрепилось в Москве и постепенно сошло на нет к XVIII в. Но память о великих юродивых жива до сих пор: в честь Василия Блаженного самим народом назван собор Покрова, что на Рву, на который он «собирал копеечку», где он и похоронен ➊. А память о блаженной Марфе хранит столичный Иоанно-Предтеченский монастырь у Китай-города, близ ул. Солянка (М. Ивановский пер., д. 2) ➋.

Храм Покрова, что на Рву, народ прозвал собором Василия Блаженного. В 30-е гг. XX в. храм спас от сноса архитектор П. Д. Барановский. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Юродивые оставляли семью и дом, скитались без крова, перебиваясь скудной пищей, а то и впроголодь, почти без одежды, босыми - таким был Василий Блаженный, или Нагой. Нагим он изображён и на иконах. Вериги, тяжёлые железные кольца, тряпьё на голом теле и в жару, и в мороз - такими они предстают на полотнах «Боярыня Морозова» Сурикова, «Юродивый» Павла Сведомского, таков и Николка в опере «Борис Годунов». Именно за эту крошечную роль в Большом театре лично вождём был удостоенСталинской премии Иван Козловский - видно, как и Иван Грозный, покорно выслушивавший дерзновенные речи Василия Блаженного, неравнодушен был к юродству и Сталин (существует даже легенда, что он тайно навещал в 1941-м­ Матрону - советовался). Юродство подразумевало право вести себя скандально, говорить правду сильным мира сего. «Кровь христианскую пьёшь!» - говорил Василий Блаженный Грозному-царю. Ещё одним, и главнейшим, признаком юродства был дар пророчества.
Иоанно-Предтеченский монастырь. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Поэтому и почитались блаженные как великие мудрецы и чудотворцы. «Юродивый» - от славянского «оурод», т. е. урод, дурак, безумец. Апостол Павел ещё в Новом Завете первым теоретически обосновал природу юродства, причисляя к ней и себя: «Мы безумны Христа ради, вы крепки, а мы немощны, вы в славе, а мы в бесчестии, терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся. Злословят нас - мы благословляем, гонят нас - мы терпим».

Родился на паперти

Самый знаменитый и почитаемый святой - Василий Блаженный - родился в середине XV в. (если верить дате 1469 г., то ему - 545 лет) на паперти церкви в селе Елохово, на бывшей территории села - здесь с XVII в. Богоявленский кафедральный Елоховский собор (ул. Спартаковская, д. 15) ➌. В 16 лет ушёл из дома, но, ещё будучи учеником сапожника, явил дар предвидения: один купец-заказчик потребовал сапоги покрепче, чтоб вовек не сносить, а малец-ученик, заплакав, сказал своему мастеру, что купец и вовсе их не примерит - помрёт. Так и было. Василий быстро прославился на Москве. Ругался, плевался и кидал камнями в дома людей благочестивых и добродетельных и целовал стены домов пьяниц и лихоимцев: ведь у одних все бесы - снаружи, а у других, напротив, ангелы плачут за дверьми. Выплеснул за окно поднесённые ему самим Иоанном Грозным три бокала вина - пожар, мол, в Новгороде погасил. И пожар действительно вскоре был и был погашен. Предсказал блаженный пожар и в самой Москве.

Богоявленский собор в Елохове. Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Василий мог буйствовать на рынках, разбрасывая хлебы («Пожалели? А людей пожираете!») и выливая квас с прилавков - эти безумные жесты имели основание: торговцы оказывались нечестны, хлеб пекли гнилой, а квас разбавляли. Разбил камнем свеженаписанный образ Богородицы на башне у Варварских ворот (ул. Варварка ➍, не сохранились) - но на обороте доски оказалось изображение чёрта! Он остановил многие кровавые казни в Новгороде в 1570 г., протянув Грозному кусок сырого мяса: «Покушай, Иванушко!» И тот опамятовался.

   
   

Царицына подруга

Максим Московский и Иоанн Большой Колпак, двое других «городских сумасшедших», - персоны ещё более загадочные. Про Максима известно, что был он первым в ряду московских юродивых, чудотворцев, умер в 1434 г., канонизирован в 1547 г. Что ходил нагим и что и сегодня есть храм в его честь (ул. Варварка, д. 4) ➎, где захоронены его мощи. А Иоанн, пришедший в Москву из Вологодчины при царе Фёдоре Иоанновиче, носил на голое тело лишь вериги с кольцами да накидку с высоким капюшоном - отсюда и прозвище Большой Колпак. Любил подолгу смотреть на солнце и пророчествовал всегда с улыбкой, терпел оскорбления и насмешки. Умер в бане и погребён, как и Василий, в храме Покрова на Рву (по сталинскому плану реконструкции Москвы он должен был быть снесён - мешал парадам, но сохранился благодаря архитектору Барановскому, поплатившемуся годами в лагерях).

Храм прп. Максима Блаженного (Исповедника). Фото: АиФ / Эдуард Кудрявицкий

Блаженная Марфа Москов­ская, в миру Дарья, стала схимонахиней Иоанно-Предтеченского монастыря при царе Михаиле Фёдоровиче, первом Романове, и являла иной тип юродства - аскетический. Жила в уединении в келье, голодала, обуви не носила, спала на голом камне (так и похоронена с камнем в изголовье), ночами любила ходить пешком с молитвой на Воробьёвы горы. К Марфе часто приезжала или приходила пешком царица Евдокия Стрешнева, мать будущего царя Алексея Михайловича, бывал и сам царь Михаил Фёдорович, и царевич. Евдокия стала духовной дочерью юродивой. Похоронили Марфу 1 марта 1638 г. по высшему чину царей, великих князей и архиереев, с высочайшими почестями, в главном соборе монастыря, при личном присутствии царской семьи. Спустя 200 лет в гробнице при реконструкции собора обнаружили мощи и миро, но в 1927 г. монастырь закрыли и мощи исчезли бесследно, хотя блж. Марфе до сих пор молятся как святой в возрождённом в 1991-1992 гг. монастыре.

А Василию молятся в соборе его имени - от болезней глаз, слепоты и опасности пожаров. Также от слепоты молиться можно и у иконы прп. Максима. Почему именно от слепоты? Быть может, помогут тут только юродивые - те, кому дано было видеть то, чего не видят другие.

Смотрите также: