Вах, какой город! Грузинские адреса в российской столице

Памятник Булату Окуджаве на Старом Арбате. © / Commons.wikimedia.org

Пройдите вместе с «АиФ» по местам «грузин­ской силы», попробуйте лобио и выпейте киндзмараули. 

   
   

Грузины - это местность

Самые главные москов­ские улицы, ассоциирующие­ся с Грузией, - конечно же, Большая и Малая Грузинская. Само их название (плюс Грузинский Вал и Грузинская пл.) связано с местностью Грузины, на которой они возникли. В 1725 г., спасаясь от турок и персов, переселился в Москву грузинский царь Вахтанг Леванович с сыновьями Бакаром и Георгием. Вместе с ним приехали ещё три тысячи князей, дворян и прислуги. Москва не дрогнула, а гостеприимно предоставила территорию бывшего села Воскресенского с «компактным» садом в 64,4 га. Там, по данным современников, произрастало «...2400 яблоней, 112 гряд смородины красной. Садовники садят в том саду капусту, огурцы и иной летний овощ про себя и на продажу...». На постройку домов российские власти отстегнули грузинскому князю кроме строительных материалов 10 тыс. руб. (тогда это была значительная сумма). Так сложилась Грузинская Слобода, в которой гуляли ярко, сочно, на всю Москву, по принципу «грузинские блохи, заслышав звуки лезгинки, затоптали кошку»...

Слобода имела немалые привилегии от русских правителей: особые льготы по государственной повинности и некоторое самоуправление, предоставленные колонистам, позволили им развернуть значительную торговую и культурную деятельность. Весь XVIII в. Москва была «заповедником» для передовых деятелей Грузии. Например, здесь жил и создавал свой знаменитый труд «Житие Грузии» Вахушти Багратиони - философ и цесаревич. Он считался одним из четырёх основателей Московского университета ➊ (наряду с императрицей Елизаветой Петровной, И. И. Шуваловым и М. В. Ломоносовым), и похоронили его в Донском монастыре ➋. 

Чурчхеле негде упасть

Важный свидетель в деле «московско-грузинской связи» - храм святого великомученика Георгия Победоносца (ул. Б. Грузинская, 13) ➌. Его построил сначала деревянным Георгий - сын царя Вахтанга - рядом со своим дворцом. А после того, как церковь сгорела, возвели каменный собор. При советской власти храм закрыли. И только в 1993 г. возобновились службы. Церковь считается весьма богатой - тут, например, хранится культовый крест святой Нины. Он поражает тем, что сплетён из виноградной лозы.

В храме Георгия Победоносца уникальный крест Святой Нины.... Фото: Commons.wikimedia.org

Сегодня это единственный грузинский приход, в который съезжаются со всей столицы, и так плотно, что в выходные чурч­хеле негде упасть. (Хоть чурчхела у нас и ассоциируется с пляжем и отпуском на Чёрном море, мало кто знает, что это грузинское национальное лакомство.) Ещё один шок - мужчин здесь гораздо больше, чем женщин. Служат на грузинском, но часто «врывает­ся» и церковно­славянский. По секрету мне рассказывают: здесь можно встретить Сосо Павлиашвили и Тамару Гвердцители, а вот Зураб Церетели, живущий неподалёку, заглядывает редко. Занят...

Фотогалерея: 10 знаменитых скульптур Зураба Церетели

Кстати, известный скульп­тор, начав с установки в 1­983-м на Тишинской площади ➍ памятника русско-грузинской дружбе (москвичи тут же метко прозвали монумент шампуром с шашлыком), позже занял одно из красивейших зданий Москвы - дворец Долгоруковых (ул. Пречистенка, 19) ➎. И оборудовал тут Галерею искусств Зураба Церетели. Дворец примечателен тем, что после князей Долгоруких (а именно в 1863 г.) особняк арендовало... Александро-Мариинское училище для девочек! И теперь на том паркете, который в своё время отполировали изящными ножками тысячи учениц, неподвижно застыли бронзовые знаменитости наших дней... 

   
   

На пересечении ул. Большой Грузинской и Климашкина ➏ «прячется» уютный Георгиев­ский сквер. Обустроили его 100 с лишним лет назад, а в 1­966-м установили памятник Шота Руставели. На скамейках - цитаты из его лучших стихов. «Это наша маленькая Джорджия», - гордо говорят московские грузины и приходят сюда семьями. 

Чудо золотое

Я точно знаю, что даже самые избалованные дети очень любят бывать в одном необычном столичном музее - нелегальной типо­графии (ул. Лесная, д. 55, стр. 1-2) ➐. Здесь в дни первой русской революции находилось глубоко законспирированное издательство, где печатались листовки. Вы спросите: при чём тут грузины? А при том, что уникальным прикрытием подпольщиков служил магазин «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе», который как раз и принадлежал известной семье! Так вот ни один полицейский не унюхал запах типографской краски! Только аромат грузин­ских фруктов! 

«Фрукты Каландадзе»? Типография! Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ещё один забавный факт переносит нас в Московский Кремль ➑. Говорят, руководство страны обожало лимонады Лагидзе: Сталин - лимонный, Калинин - апельсиновый, Хрущёв - грушевый. Евгений Евтушенко посвятил Митрофану Лагидзе, изобретателю прохладительных напитков, стих:

Что вкус для мира, слишком 
занятого!
Но помню, от безвкусицы 
устав,
то ощущенье чуда золотого,
шипевшего когда-то на устах.

Читайте также: Экстракт зверобоя против кофеина. Как делалась советская газировка

От «Праги» до Смоляги

И ещё один грузинский адрес в Москве никак нельзя проигнорировать - монумент знаменитому полководцу Петру Багратиону ➒ (расположен на правой стороне Кутузовского проспекта перед «Башней-2000» - первым небоскрёбом комплекса «Москва-Сити») авторства другого известного грузина - скульптора Мераба Мерабишвили. Багратион изображён мужественным красавцем - и это радует, потому что современники посмеивались над его внешностью, судача, как контрастирует его «солдатская морда» с «ангельским лицом» молоденькой жены.

Памятник Багратиону - в хайтек-антураже. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ну и наконец желанный финал нашей прогулки - неспешный променад по Старому Арбату ➓, нежно воспетому Булатом Окуджавой. Здесь нет монументов (кроме памятника барду) в честь русско-грузин­ской дружбы, но тут есть нечто большее - грузинская нежность к Москве.

«И если вам, читатель торопливый, он не знаком, тот гордый, сиротливый, извилистый, короткий коридор от ресторана «Праги» до Смоляги и рай, замаскированный под двор, где все равны: и дети и бродяги, спешите же... Всё остальное - вздор».