Освободите место! Кому дадут компенсацию за снос самостроя?

У станции метро «Новослободская» после демонтажа незаконных построек теперь можно и пройти, и проехать. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Всего 107 самовольных по­строек, расположенных во всех административных округах мега­полиса, за исключением З­еленограда и Новой Москвы. 

   
   

Самострой. часть II

Собственно, в этот раз истерик ни у кого не было: бизнесмены не голосили, что их не предупредили, и не сотрясали воздух документами сомнительного происхождения. Уведомления о необходимости демонтировать самострой от сотрудников префектур и Гос­инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы получали с достоинством. Потому что понимали: начав зимой бороться с самовольными постройками, город доведёт дело до конца.

«АиФ» уже рассказывал (см. «Москва открывается взору» в № 7 за 2016 г.), что сущест­вует долгосрочный перечень объектов самостроя. В нём много пунктов, но как нельзя сразу реконструировать все дороги, так и от незаконных торговых объектов одномоментно не избавиться.

Итак, некоторые павильоны из нового списка расположились в охранной зоне Московского метрополитена, другие обосновались на сетях газо­снабжения, электроснабжения, водопровода, водоотведения, теплоснабжения. И все без исключения приговорённые к демонтажу ларьки были незаконно возведены в не предназначенных для этого местах, нарушали технические нормы эксплуатации инженерных сетей и несли реальную угрозу горожанам. Как пояснил замначальника Московского метрополитена Марат Хаков, снос построек позволит привести инфраструктуру метрополитена в надлежащее удовлетворительное состояние.

На Московском урбанистическом форуме, закончившем свою работу в минувшие выходные, мэр города Сергей Собянин отметил, что за последние годы в столице построено около 5 млн м² торговых площадей, больше половины из них профицитные. А в постперестроечный период в российской столице не хватало магазинчиков, в связи с чем на улицах массово устанавливали ларьки и павиль­оны, «и город превратился в большую пёструю ярмарку». Но с созданием цивилизованных торговых центров, открытием небольших магазинов, кафе и ресторанов на первых этажах жилых домов Москва стала избавляться от нестационарной незаконной торговли. И продолжит это делать.

Дефицита не будет

Посмотрим повнимательнее на новый список. В постройках у Пречистенских Ворот расположены кафе и магазин продуктов. Если их не станет, доставит ли это неудобство людям? Вряд ли. Буквально в 25 метрах - на выбор несколько ресторанчиков, а в 250 метрах - сетевой продуктовый магазин.

В павильонах на ул. Декабристов помимо кафе и «Промтоваров» обменный пункт и... кальянная. А если пройти 350 метров, будет несколько торговых комплексов, в которых продовольственный гипермаркет, много небольших промтоварных магазинов и порядка 10 объектов общественного питания.

   
   

Заглянем в чебуречную на Ленинградском проспекте. В 300 метрах от неё недорогой сетевой ресторан.

Гулять между магазинами у Пречистенских Ворот осталось недолго... Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

На Кировоградской - 2 ломбарда, салон связи и аптека. В 300 метрах от приговорённого к сносу павильона сразу три торговых комплекса, в которых 6 продовольственных магазинов, более 30 кафешек, 5 салонов сотовой связи. Есть аптека и даже магазин «Цветы».

Возможно, именно поэтому жители довольны тем, что город избавляется от самостроя. Согласно опросу ВЦИОМ, 88% опрошенных москвичей считают: снос построек позволит свободнее перемещаться по улицам и площадям города.

В правительстве Москвы получили десятки обращений от граждан и общественных организаций с благодарностью за наведение порядка и с прось­бами убрать самострой во всех районах столицы. Ведь он, по мнению жителей, уродует облик улиц.

Кстати, по состоянию на 27 июня на территории мега­полиса располагаются 56 с лишним тысяч стационарных предприятий розничной торговли общей площадью 22,53 млн м². Из них 3,4 млн «квадратов» – свободно. Получается, площадь демонтируемых объектов самостроя (31 тыс. м²) составляет менее 1% от имеющихся в городе свободных торговых площадей. В этом случае говорить о возможном дефиците торговых помещений преждевременно.

За снос - компенсация

Что ждёт владельцев самовольных построек? Им будет предложено демонтировать их и погасить записи о собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Ведь регистрация в ЕГРП не является доказатель­ством законности приобретения права собственности и не препятствует предъявлению требований о сносе само­вольного сооружения (это подтверждено п. 2 статьи 222 Гражданского кодекса, а также неоднократным разъяснением Верховного суда). В случае добровольного сноса бывшие правообладатели получат право на компенсации. В противном случае незаконные по­стройки будут демонтированы силами городских властей. Как сообщил Сергей Шогуров, начальник Госинспекции по недвижимости, принудительный демонтаж начнётся не ранее сентября.

Арендаторы из сносимых объектов могут обратиться в городской Штаб по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Им обещают оказать помощь: посоветовать одну из программ поддержки малого предпринимательства либо проконсультировать по подбору нового помещения.

Тем, кто считает, что в результате сноса ларьков и павильонов пострадает мелкий бизнес, хочется напомнить: за самостроем стоят не мелкие предприниматели, а короли теневого бизнеса (см. материал «Много раз в обход закона» в № 8 за 2016 г.). Владельцы само­строя взяли за правило прикрываться малым бизнесом, хотя на деле большинство самовольно возведённых объектов принадлежит крупным бизнес-структурам.

Дух и память пространства 

Разбор павильонов и ларьков вернёт москвичам общественные пространства. Ведь места, где должны быть скамейки и деревья, долгие годы занимали ларьки и павильоны из непонятных материалов. И этого их владельцам частенько было мало: со временем городская земля вокруг них сжималась, как шагреневая кожа. Так не может продолжаться до бесконечности. После того как общественные пространст­ва освободят от самостроя, их благо­устроят в соответствии с пожеланиями жителей.

Несколько опросов по итогам зимнего демонтажа самостроя «Что у­красит освобождённые территории у станций метро?» уже провели в начале марта в системе электронных референдумов. «Жизнь и история формируют содержание и смысл любого места в городе, и его благо­устройство обязано с этим считаться, - высказал своё мнение тогда на «Активном гражданине» Андрей Боков, архитектор, доктор архитектуры, президент Союза архитекторов России. - Эти культурные смыслы забываются, уходят и рождаются вновь, и в их рождении участвует всё городское сообщество. У каждого места есть память и дух, которые закреплены в общественном сознании. Поэтому реакцию общественного сознания необходимо знать и учитывать»