29 августа в Астане пройдёт международная конференция «Построение мира без ядерного оружия» — ещё один шаг Казахстана к усмирению сторонников ядерного сдерживания. Именно в этот день 25 лет назад был закрыт самый крупный в мире Семипалатинский испытательный ядерный полигон.
Четверть века, как закрыт полигон
Марина Набатникова, «АиФ»: Касым-Жомарт Кемелевич, расскажите, каково нынешнее положение зон, поражённых в результате ядерных испытаний? И почему дата его закрытия имеет такое важное значение для Казахстана, что по этому поводу собирается представительная международная конференция?
Касым-Жомарт Токаев: Указ президента Нурсултана Назарбаева от 29 августа 1991 года о закрытии полигона — одно из важнейших решений в истории международных отношений. Оно было принято в сложной политической ситуации и вопреки позиции военно-промышленной элиты бывшего СССР. Собственно, то был первый и последний такой случай в мировой истории разоружения.
Закрытие ядерного полигона тогда назрело, поскольку его функционирование противоречило интересам не только народа Казахстана, но и подавляющей части мирного населения планеты. Наш народ не хотел, чтобы его земля оставалась источником ядерных катаклизмов с ужасными последствиями для здоровья людей и экологии. Территория Семипалатинского полигона по сей день остаётся одной из самых масштабных зон экологического и гуманитарного бедствия глобального масштаба.
25 лет — небольшой промежуток времени для реабилитации от последствий ядерных испытаний, учитывая, что суммарная мощность взорванных на полигоне зарядов в 2500 раз превысила мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. Для полной реабилитации почв, по мнению экспертов, понадобятся столетия. Зоной экологического бедствия признана площадь, сопоставимая с территорией Германии. Помимо многократного роста онкологических и эндокринных заболеваний среди более 1,5 млн человек, по-прежнему имеются случаи рождения людей с неизлечимыми дефектами.
Так что закрытие полигона — это событие глобального значения. Неслучайно Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 29 августа Международным днём действий против ядерных испытаний. С закрытием полигона начался процесс демонтажа четвёртого в мире ракетно-ядерного потенциала. Взяв последовательную линию на ядерное разоружение, Казахстан подписал и ратифицировал договоры о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).
Пол-Земли — без ядерного оружия
— Отказ Казахстана от ядерных испытаний на своей территории положил начало созданию Центрально-Азиатской безъядерной зоны. Способны ли, на ваш взгляд, другие государства на столь судьбоносные решения? Будут ли расширяться зоны, свободные от ядерного и иных видов оружия массового уничтожения?
— Действительно, 8 сентября 2006 года 5 государств Центральной Азии подписали в Семипалатинске договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Это самая молодая из безъядерных зон. А вообще, в мире сейчас создано 6 таких зон — Антарктика, Латинская Америка, Южная часть Тихого океана, Юго-Восточная Азия, Африка и Центральная Азия. Это уже половина Земного шара, что свидетельствует о возможности создания безъядерного мира.
Мы считаем, что географию регионов, свободных от смертоносного оружия, нужно настойчиво расширять. Прежде всего следует добиваться безъядерного статуса Ближнего Востока — с учётом нестабильности этого региона. Успех на этом направлении, я уверен, был бы огромным шагом вперёд. Кстати, создание новых безъядерных зон станет предметом обсуждения на одной из панельных сессий нашей конференции «Построение мира без ядерного оружия».
Одним — можно, другим — нет
— Многие в мире, особенно молодые люди, думают, что угроза глобальной войны с возможностью применения ядерного оружия ушла в прошлое вместе с XX веком. Почему Казахстан последовательно напоминает человечеству об этой угрозе?
— Вместе с XX веком, казалось бы, в прошлое ушла холодная война, но её рецидивы мы наблюдаем по сей день. Ядерная угроза не исчезнет до тех пор, пока будет существовать ядерное оружие. Такова горькая реальность.
Нужно учитывать также, что геополитическая ситуация в мире в последние годы ухудшилась, обострился кризис доверия между ядерными державами. С окончанием холодной войны мир стал более хаотичным. Поэтому ядерное нераспространение может полностью выйти из-под контроля.
С другой стороны, закрытие Семипалатинского полигона и демонтаж ядерного арсенала на территории Казахстана придали мощный импульс глобальному антиядерному движению, лидером которого признан президент Н. Назарбаев. Его инициатива о полном избавлении мира от ядерного оружия к 2045 году уже нашла огромное число сторонников — как среди политических лидеров, так и среди широкой мировой общественности.
Мир без военных блоков?
— Касым-Жомарт Кемелевич, есть и такие политики, которые считают оружие гарантией мира. На ваш взгляд, есть ли перспективы у политики ядерного сдерживания?
— «Ядерное сдерживание» — это концепция, взращённая на почве безысходности. Объективно она служит оправданием гонки вооружений. В условиях взаимного недоверия и растущих геополитических амбиций ведущие державы будут постоянно совершенствовать смертоносное оружие и наращивать его арсеналы. Собственно говоря, этому мы все являемся свидетелями. Ядерная гонка — это огромная нагрузка на бюджеты государств, но дело не только в этом. Угроза применения данного оружия ставит под сомнение все мирные планы человечества в области экономики, науки, технологий, культуры.
— В обнародованном в апреле манифесте «Мир. ХХI век» Нурсултан Назарбаев фактически высказался за демонтаж военно-политических блоков. Насколько опасно их существование?
В ХХI веке в мире ведущую и центральную роль должна играть Организация Объединённых Наций, как это задумывалось её отцами-основателями и было прописано в уставе. В этом отношении Казахстан придерживается принципиальной позиции.
Как остановить непокорных?
— А какова, на ваш взгляд, роль гражданского общества? Может ли оно воздействовать на политиков и военную машину, чтобы заставить их отказаться от нынешнего пути ядерного вооружения?
— Борьба за безъядерный мир вряд ли возможна без поддержки всего гражданского сообщества. Сегодня что получается? Всем вроде бы понятно, что ядерное оружие — это зло, которое ничего хорошего человечеству не принесёт. Однако люди должны не просто соглашаться с этим очевидным умозаключением, но, активно порицая ядерные амбиции, в конце концов поставить военный атом вне закона. Мы знаем, как упорно велась борьба за отмену рабства, расовой дискриминации, защиту прав женщин, ограничение вредных выбросов в атмосферу. В борьбе за мир без ядерного оружия также потребуется широкое вовлечение гражданского общества.
Будучи заместителем Генерального секретаря ООН, генеральным директором отделения ООН в Женеве, я активно поддерживал неправительственные организации в их усилиях по решению сложных проблем повестки дня ООН, в том числе в рамках Конференции по разоружению. Уверен в исключительной важности такой работы, ведь она побуждает государства и международные организации к большей подотчётности и ответственности, чего в сфере разоружения и нераспространения особенно не хватает.
— Но как воздействовать на те страны, которые не подчиняются никаким существующим соглашениям? Иран пока остановил свою ядерную военную программу, но нет уверенности, что надолго. Известно, что ядерное оружие есть в других странах, но там этого не признают, и ни под какие договоры они не подпадают…
— Воздействовать на такие страны нужно как раз при поддержке гражданского общества и посредством всех международных институтов. Нужно наглядно показывать преимущества разоружения.
— Какие?
— К примеру, наши. Отказавшись от ядерного наследия, Казахстан успешно интегрировался в мировое сообщество, привлёк сотни миллиардов иностранных инвестиций, стал второй экономикой СНГ, построил новую столицу, юридически оформил свою государственную границу с соседними странами. Международный банк ядерного топлива МАГАТЭ размещён именно в Казахстане. Страна избрана членом Совета Безопасности ООН на 2017–2018 годы. Уровень международного доверия и уважения к Казахстану столь высок, что можно говорить о его полной безопасности. Вот реальная выгода от ядерного разоружения.
— А как остановить ведущие ядерные страны, которые позволяют себе нестандартные действия? К примеру, просочилась информация о том, что США вывозят свои ядерные боеголовки из Турции в Румынию, и некоторые эксперты уверены, что часть их всё же останется в Турции, но оружие появится ещё и на территории Румынии.
— Если это происходит на самом деле, то, кроме глубокого сожаления, такой поворот событий ничего вызвать не может. Это вновь свидетельствует об отсутствии контроля над ядерными арсеналами со стороны международного сообщества. Попросту говоря, «творят, что хотят».
С Украиной помиримся?
— Касым-Жомарт Кемелевич, не можем не спросить о других миротворческих инициативах вашей республики, которые напрямую касаются нашей страны. О роли Нурсултана Назарбаева в процессе примирения России с Турцией мы знаем со слов нашего президента. Но после того, как российские спецслужбы предотвратили теракты в Крыму, прошла информация, что Нурсултан Абишевич может поспособствовать и примирению с Украиной. Это правда? И почему Казахстан ведёт столь широкую миротворческую деятельность?
— Спокойное геополитическое окружение — в интересах Казахстана. Мы не хотим, чтобы вокруг нас полыхали конфликты. Как авторитетный лидер крупного евразийского государства, Нурсултан Назарбаев не упускает возможностей, чтобы наладить диалог, укрепить доверие и взаимодействие между главами государств региона.
И действительно, его большую роль в российско-турецком сближении недавно высоко оценили президенты В. Путин и Р. Эрдоган. Что касается примирения между Россией и Украиной, то это, пожалуй, один из важнейших вопросов международной повестки дня. В своё время Н. Назарбаев приложил немало усилий, чтобы наладить консультации в нормандском формате, увенчавшиеся Минскими соглашениями.
Сам факт конфронтации между такими близкими во всех отношениях государствами нельзя признать нормальным, поэтому казахстанский лидер контактирует с украинским президентом П. Порошенко, чтобы убедить его и всё руководство Украины пойти на полную реализацию минских договорённостей. И прежде всего это касается статуса Донецкой и Луганской областей, хотя и о других вопросах тоже идёт речь.
В таких шагах нет погони за мнимыми лаврами. Как один из основателей СНГ и основоположник евразийской интеграции, Н. Назарбаев руководствуется искренним стремлением внести свою лепту в оздоровление международной ситуации, укрепление глобальной и региональной безопасности.