В Гамбурге на саммите «большой двадцатки» состоялись первые очные переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа. Когда в небольшую переговорную комнату пустили узкий круг российских и американских фото- и телеоператоров, лидеры уже сидели в креслах через небольшой столик друг от друга. Их сопровождали переводчики, министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
В это время «двадцатка» была занята проблемами климата. Президент России, проводя переговоры с президентом Южной Кореи, вовсе пропустил заседание. Трамп, выступив с короткой речью — нет, он не отказывается от решения выйти из Парижского соглашения по климату — покинул зал заседаний и отправился на встречу с президентом России.
Затворы фотокамер щёлкали, кажется, без перерыва, автоматными очередями. Было ясно: это «перестрелка» не прекратится и расслышать, о чём будут говорить лидеры, если и будут говорить хоть что-то в присутствии прессы, будет крайне сложно. Лидеры между тем смотрели на журналистов без особых эмоций на лицах. Ничего не происходило. Трамп, впрочем, через несколько секунд показал на фотокорреспондентов и сделал жест руками, который, пожалуй, можно было бы интерпретировать так: какая-нибудь из камер скоро попросту взорвётся.
Но все ждали не пассов руками в воздухе, а рукопожатия: а вдруг Владимир Путин протянет руку и не дождётся ответной руки, как однажды было с Ангелой Меркель? Или Дональд Трамп, наоборот, вцепится в руку собеседника и не даст забрать её, потрясывая 16 секунд, как было с премьер-министром Японии Синдзо Абэ?
Из рядов фотокорреспондентов раздалась жалобная просьба, по-английски, с акцентом, видимо, от кого-то из россиян: «Шейк хэндз! (пожмите руки)». Дональд Трамп властно произнёс какую-то фразу, которую можно было понять, как «позже!». «Попозже», — мягко сказал и Владимир Путин. Президент России ждал, давая возможность для первого шага коллеге.
«Спасибо большое (перевод авт.), — начал, наконец, Дональд Трамп. — Мы ценим это, я очень рад с вами встретиться. Мы с президентом Путиным уже обсуждали (по телефону) различные вопросы. Я думаю, всё идёт очень хорошо, у нас открытый разговор, и, очевидно, мы его сейчас продолжим. И мы надеемся, что множество позитивных вещей случится для России и США и для всех остальных. Для меня большая честь встретиться с вами».
Трамп уверенно протянул руку для рукопожатия, Путин на этот жест без промедления откликнулся, рукопожатие было уверенным, не длинным, но и не коротким, равноправным, если не усматривать скрытых сигналов в том, что рука Владимира Путина всё же оказалась чуть сверху.
«Мы несколько раз говорили по телефону, — в свою очередь сказал Владимир Путин. — По очень важным вопросам повестки дня — двусторонним и международным. Конечно, этого недостаточно. Мы сейчас обсудим наиболее острые и важные вопросы... Я очень рад с вами познакомиться. И надеюсь, как вы сказали, на конструктивную встречу».
Владимир Путин вновь отдал инициативу в руки коллеги, и Трамп вновь уверенно протянул руку для рукопожатия, которое получилось таким же, как первое. Журналистов попросили на выход.
Но из-за широко расставленных рук охраны можно было разглядеть: будто подчёркивая окончание формальной части встречи, Владимир Путин непринуждённо наклонился к собеседнику и с улыбкой, без переводчика начал разговор, рассказывая, очевидно, какую-то весёлую историю.
Планировалось, что встреча продлится час пятнадцать. Но к 7 часам вечера по Москве она длилась уже более двух часов, новостей из-за закрытых дверей комнаты переговоров всё не было.