«Война задолбала». Репортаж спецкора «АиФ» из Киева

На бульваре Шевченко раньше стоял Ленин. Теперь красуется ладонь почему-то синего цвета – сплошной сюрреализм. © / РИА Новости

Нещадно палит яркое киевское солнце. По городу разлит запах цветущих каштанов. Охрипшие экскурсоводы тщетно зазывают туристов в усадьбу Януковича Межигорье, превращённую в музей коррупции, – с огромным янтарным иконостасом и «золотыми» унитазами. Но, может, скоро пальму первенства заберёт себе особняк Порошенко, который националисты на днях забросали файерами? Как сказал один из моих собеседников, «у нас считают: с коррупцией не надо бороться, её надо возглавить. Что Петро и сделал».  

   
   

Соглашаясь на встречу с российским журналистом, киевляне рискуют. С кем общаться, что говорить – об этом приходится думать ежеминутно.

«Я шла по улице с другом, мы обсуждали политику, а сзади семенил человек, фотографировал нас. И он был вовсе не из СБУ»; «высказал иную точку зрения – всё, ты кремлебот»; «как-то после моего поста в соцсети в «личку» «пришёл» воин АТО с угрозой: «Я тебя найду…»; «из-за родной сестры я осталась без любимого человека. Он открыто поддерживал Россию – она написала донос. Его внесли в сайт «Миротворец» (запрещён в РФ. – Ред.). А я теперь с тремя детьми. Без поддержки и сбережений»; «когда во время майдана всех раненых свозили в один госпиталь, коллега кричала, что русские не люди, и звонила знакомой: «Не лечите их, пусть знают, на какой стороне надо быть». И я заткнулась, поняв, что она сдаст меня при первой возможности».  

Сколько таких историй по стране?! Русские по крови пере­рождаются в «украинцев» – дет­садовцу делают оселедец, одевают в вышиванку. Семилетка бегает в кафе с деревянным мечом и орёт: «Кто не скачет, тот москаль», а родители молча наблюдают. Перестают общаться друзья, близкие родственники. Бред! Сюр! «А мы в этом живём», – разводят руками собеседники.

Все на нервах    

В целом киевлян волнует то же, что и жителей Харькова: повышение цен на продукты (хорошее мясо – 6 евро, а для многих и 3 – дорого), проезд, аренду жилья (плохонькая «однушка» на отшибе – 6–8 тыс. грн), «коммуналку» (при пенсии 1200 грн квартплата порой  больше 2000); снижение доходов из-за скачка доллара. И люди вспоминают события пятилетней давности, будто революция свершилась вчера. Ни забыть. Ни простить. Ни понять.

– Я ведь патриотом был, - признаётся интернет-маркетолог Владимир. – Носил на майдан деньги, вещи. Но их разворовывали, лекарства распродавали. Шароварный патриотизм привила мне мама, учительница украинского, ярая националистка. Я любил подискутировать, ввязаться в интернет-бойню. А потом… будто протрезвел: я радуюсь, что замочили «сепаров»?! Ведь идёт гражданская война.  

А «война задолбала», не стесняясь в выражениях, говорили все. И рады первым примирительным нотам нового президента. Хотя понятно, что пока эйфория. И то, что «Зеленский – марионетка Коломойского», для многих такая же аксиома, как «большинство голосовало не за З., а против П.».     

   
   

– Да, слабо верится, что пришёл мальчик и всё сразу станет прекрасно, – говорит художница Гузель. – Разгрести эти авгиевы конюшни – кому что продано, кому обещано – уже непосильный труд. Важно, конечно, что он говорит о мире. И говорит ровно в той мере, в какой люди могут его услышать. Ведь в психологическую дестабилизацию общества было очень много сил вложено. Когда оно дезориентировано, им проще управлять.  

Пять лет люди испытывали страшное давление. И сейчас все на нервах, раздражены.  

– Перед выходными в СМИ был обязательно «кровавый вброс» про отрезанные уши и прочее. В других городах люди плакали – в Киеве преобладала безжалостная риторика: «Уничтожать колорадов!» А сейчас главы районов с мальчиками в балаклавах срезают замки на храмах.

– Порошенко сознательно раскачивал войну. Был введён военный налог – 1,5% с зарплаты. И никто не спрашивал, хотим ли мы его платить. 

– Года три уже 90% погибших в Донбассе – случайные жертвы, – уверен менеджер крупной компании Сергей. – В моём офисе много луганских и донецких, так что информация не из СМИ. Пересекаешь границу – а там по полю снаряды летают. Вышел по грибы – осколком убило. Есть и минные поля, и снайперы. А вот призывников нет. И поди устройся ещё на ту войну – зарплата 500 евро, полное гособеспечение. Банковскую карту сразу жене. Плюс льготы. Говорят, даже землю давали…

Что, Москву взяли?

Здесь говорят: «Если вы живёте на Украине, «Игра престолов» вам неинтересна». Шутки рождаются мгновенно. Раздал Порошенко перед уходом ордена 30 генералам «за боевые действия» – народ тут же вопрошает: «Что, Москву взяли?» Подскочила до 1 евро цена на лук – «Те, кто в прошлом году вложил в биткоины, – лохи, надо было вкладывать в цибулю». Город переполнен «понаехавшими», пробки на дорогах и в метро, но «в выходные Киев пустеет – «киевляне» уезжают по домам».   

Даром что шутки – сквозь слёзы. Медицина почти разрушена. По многим серьёзным случаям скорая уже не приезжает. У ребёнка температура не выше 40 – везите сами в больницу. «В роддоме не было даже БЦЖ», – сетует молодой отец. Покупать российские вакцины против кори Украине западло – приобрели дешёвые индийские. В результате болеют и вновь привитые, и выросшие в СССР. Добавляют масла в огонь антипрививочники, среди которых врачи. «При этом в инфекционной больнице № 9 не было даже питьевой воды», – жалуется подхватившая корь Гузель. Завал с гемодиализом. Многие бесплатные лекарства отменены. Пять лет назад ещё приходила «химия» – сейчас для онкобольных ничего даром нет. А их «слишком много»: как предсказывали, спустя 25 лет после Чернобыля начался бум. Каждой семьи, наверное, коснулась эта беда. «Мне после лечения даже не дали инвалидность, – делится Юля. – А пережившая 3-ю стадию подруга бросила всё и уехала в Турцию». 

Удивительно, как во всём этом ужасе людей ещё волнуют проблемы духовные. Они говорят о квотах на русскую музыку и моноэтнической стране, миф о которой насаждался здесь последние годы. «Я владею мовой лучше многих политиков, – переходит на украинский Гузель. – Но хочу, чтобы внуки говорили и на родном языке моей семьи. Люди теряют всё – близких, жильё, работу и при этом хотят сохранить свою идентичность».     

А народу показывают «его» место: Московский проспект теперь носит имя Степана Бандеры, улица Ивана Кудри – Героя Советского Союза, погибшего за Украину от рук нацистов, переименована в Джона Маккейна. Запрещены красные звёзды на пилотках. И вместо памятника Ленину на бульваре Шевченко чья-то блакитная ладонь… 

У Золотых ворот торговля запрещена, но продавцов полно и там, и в переходах. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

 – Ощущение, что это не наша земля, – сокрушается Юля. – А ведь русские и украинцы – один народ. И культура у нас одна… Даже Гитлер, простите, говорил: «Россию можно победить, если только отделить от русских Украину и Белоруссию и заставить их думать, что они не русские».

…Улицы Киева давно заполонили «евробляхи». «На подмогу» им активно приходят электромобили по 150 тыс. евро – говорят, Украина входит в пятёрку стран в мире по их потреблению. Дом премиум-класса «Манхэттен» ещё не достроен, а 4- и 5-комнатные квартиры там уже распроданы. Американцы дают визу на 10 лет (причём получить её в Киеве могут даже россияне), а прямой рейс до Нью-Йорка и обратно обходится в 300 евро на двоих. На модный «Столичный» рынок зимой за салом съезжаются дамы в соболях. А торговцы свининой между делом поедают уст­риц. Иностранные инвесторы, как пчёлы, полетели на Украину, считая, что вкладываться сюда супервыгодно. Ура-патриоты охотно едут в командировку в Москву. Айтишники на аутсорсинге в западных компаниях получают 2–3 тыс. долларов (в валюте!). Так что слухи о бедности украинского народа сильно преувеличены, говорят в Киеве. И добавляют: Зеленский честный, небедный. Даром что приглашённый им на работу юрист «Янека» неофициально руководил рейдерскими захватами. Тем не менее…

– Недавно решил: никуда не поеду, – сказал, прощаясь, Владимир. – Здесь мы с друзьями ходим в баню, пьём травяные чаи с мёдом. А с кем париться на Западе?..   

– Бросить Киев, лавру? Оставить святое ИМ? Ну уж нет! Господь не позволит. А больше нам надеяться не на кого.  


Начало спецрепортажа с Украины читайте в «АиФ» № 23.

Репортаж из Черновцов – в следующем номере «АиФ».