На применение Вооруженными силами Украины боевых отравляющих веществ пожаловались мирные жители села Семеновка Ясиноватского района ДНР. Об этом они рассказали журналистам.
«Я так понял, было какое-то химическое оружие, потому что было такое ощущение: задышка, вкус во рту типа миндаля и вкус металла, задыхались люди, рвота открывалась у людей», — рассказал местный житель по имени Сергей, эвакуированный российскими военными в конце апреля, в комментарии РИА Новости.
По его словам, снаряды, после которых возникали такие симптомы, сбрасывались с беспилотника. Сергею и его соседям удалось укрыться в погребе, вход в который защищало от дронов ВСУ большое дерево.
Как передает агентство, о применении ВСУ химических веществ рассказал еще один житель Семеновки по имени Андрей.
«Сразу бьет в нос, типа нашатыря, потом начинают слезы идти, задыхаешься, дышать невозможно», — рассказал местный.
По словам экспертов, похожие симптомы могут вызвать как боевые отравляющие вещества кустарного производства, так и военные спецсредства с повышенной дозировкой.
На заводах много всякой гадости: хлорпикрин, иприт, фосген
По словам политолога, военного эксперта, бывшего члена комиссии ООН по разоружению Игоря Никулина, до этого украинские формирования неоднократно пытались применять хлорпикрин — жидкость с резким раздражающим запахом.
При контакте даже с небольшим количеством этого опасного вещества у людей появляется раздражение кожи и слизистых, тошнота и отек гортани. Оно также вызывает обильное слезотечение.
«Это действительно могут быть боевые отравляющие вещества или какие-то спецсредства. Может быть что-то типа хлорпикрина, который они уже пытались применять несколько раз. В Донецкой области многое можно произвести в кустарных условиях. Там, на подконтрольной ВСУ территории, достаточно сильно развита химическая промышленность. И на заводах много всякой гадости, которая используется в технологических процессах. Вплоть до иприта, фосгена и других, действительно боевых отравляющих веществ, применяемых для органического синтеза. При применении таких веществ, безусловно, возможен летальный исход. Все зависит от дозировки», — сказал Игорь Никулин в комментарии aif.ru.
Эксперт напомнил, что некоторые вещества могут не только производиться на месте, но и поставляться Украине ее союзниками из стран Запада.
В феврале 2023 года в Минобороны сообщили о прибытии в Краматорск, находящийся под контролем ВСУ, железнодорожного состава, в одном из вагонов которого находился груз химических веществ, сопровождаемый группой иностранцев.
Начальник Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил РФ Игорь Кириллов заявил тогда, что груз представлял собой 16 герметичных металлических ящиков, восемь из которых имели знак химической опасности, надпись «Би-Зет» и маркировку двумя красными линиями, что соответствует классу отравляющих веществ временно выводящего действия. Пять ящиков имели надпись «Си-Эс — Райот», три — «Си-Ар — Райот» с нанесением маркировки в виде одной красной полосы, что соответствует веществам раздражающего действия.
«Они считаются спецсредствами, но по факту могут также привести и к летальному исходу», — отметил Игорь Никулин.
Отравляющее вещество помещают в хрупкую капсулу
«Подразумевается, что боевые действия у нас ведутся без угрозы применения химического оружия, так как подписаны международные конвенции, запрещающие это. Нормальные европейские страны, к которым себя Украина тоже относит, уже давным-давно якобы уничтожили химическое оружие. Но если надо, солдаты применяют защиту от этих средств поражения. Штатные средства спасают, они для этого и предназначены», — говорил военный эксперт, комментируя aif.ru эту тему.
По словам специалиста, часто ядовитое вещество после изготовления помещается в хрупкую капсулу — любую емкость, которая при падении разбивается и выпускает содержимое. В начале апреля российские военнослужащие рассказали, что находили так называемые лампы — стеклянные колбы с химическим веществом, которые сбрасывались на позиции.
«ВСУ — это же не Скрипали»
Применение химического оружия наказуемо на международном уровне, напоминает подполковник Анатолий Матвийчук. По его словам, страна, применяющая химоружие, подвергает себя международным санкциям в виде экономической и финансовой блокады: «Но не в случае с Украиной, так как это не в интересах Запада».
В вопросе о применении ВСУ отравляющих снарядов прозападные международные организации используют двойные стандарты, отмечает бывший член комиссии ООН по разоружению Игорь Никулин.
«Истории вроде Скрипалей там очень сильно подхватывают. А когда им предъявляешь реальные факты, тем более нашей стороны, то сразу возникают проблемы. Тут достаточно вспомнить поведение наблюдателей ОБСЕ, которые были в Донбассе 8 лет, но кроме как шпионажем в пользу ВСУ, больше ничем не занимались», — подчеркнул эксперт.
В январе 2023 года в Сети распространилось видео из-под Артемовска (Бахмута), на котором украинский командир Роберт Бровди с позывным Мадьяр угрожал сбросить с беспилотника химические снаряды. На российских военных. Он продемонстрировал пластиковые баллоны с маркировкой «ОБ» (вероятно, «Отравляющий боеприпас»). Как было заметно по видео, эти снаряды украинские военные держали в холодильнике. Как пояснили военные, этот способ хранения используют для того, чтобы не допустить термического расширения химических веществ, которое грозит повреждением оболочки.